Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.
Анализ стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути» Пастернака
Б. Пастернак, несмотря на огромное количество исследований его жизни и творчества, во многом остается загадочной и непонятной фигурой. Его стихи всегда несут в себе какую-то тайну, недоступную большинству читателей. Сложные образы, переплетающиеся в немыслимых сочетаниях, передают богатство внутреннего мира поэта. Его считали человеком, чересчур погруженным в себя, а творчество – оторванным от реальной жизни. В 1956 г. Пастернак создал стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути», в котором выразил свое отношение к творчеству. Оно может считаться программным заявлением поэта.
Пастернак заявляет, что во всем стремится «дойти до самой сути». Это относится не только к творчеству, но и ко всей жизни в целом. Его не удовлетворяет поверхностный анализ. Поэт должен понять философский смысл каждого предмета и явления, постигнуть саму «сердцевину».
Он признается, что пока еще не может сделать этого, но не бросает попыток. Человеческая речь слишком ограниченна, притянута к земле. Высшая истина недоступна на обычном уровне сознания. Главная цель Пастернака – подобрать такие «восемь строк», которые бы полностью описывали все свойства человеческих страстей. Его творческий поиск подобен научному методу. Автор хочет вывести один всеобщий закон, которому подчинены все проявления души. Если ему это удастся, то стихи станут не просто рифмованными словами. В них будут содержаться физические свойства окружающего мира: цвета, звуки, запахи. Каждое произведение станет зеркальным отражением реальности. Пастернак надеется, что сможет уничтожить вечную непреодолимую границу между действительностью и воображением. Он считает, что значительно приблизился к этому Шопен, в музыкальных произведениях которого ожили «парки, рощи, могилы». Творчество настоящего поэта – «тетива тугого лука», символизирующая меткие и точные выстрелы – стихотворения.
Пастернак объясняет, что его произведения – это постоянный поиск скрытого смысла вещей. Их нельзя воспринимать буквально. Они глубоко личные и, естественно, недоступны массовому читателю. Возможно, этим он выражал протест против подавляющего господства соцреализма, которые был направлен на описание конкретных фактов и событий. Такой метод Пастернак считал примитивным и недостойным настоящего творца. Описать явление может и журналист. Придать ему общечеловеческое значение, показать самую суть невозможно без глубокого философского анализа.
Это призыв думать — для чего мы здесь..?
Меня удивляют подобные статьи, размещенные после таких глубоких поэтических строк…
И ведь какой-нибудь студент перепишет их и будет думать, что это истина…
Поэзия говорит образами, а не словами, и «анализировать» ее невозможно: каждый понимает то, что он способен увидеть в данный момент.
Настоящий поэт — проводник божественной мысли, он не придумывает стихотворение, а записывает то, что приходит…
Думаю, что Бориса Пастернака с чистой совестью можно причислить к настоящим:)
Поэт как раз и размышляет, возможно ли в 8-ми строках передать всю бурю человеческой жизни, переплетение судеб, событий, чувств, открытий, ароматов, образов?…
Нет, даже поэту это недоступно.
Жизнь слишком многогранна, полна и связана с божественным проведением.
Человек не может это осмыслить, он — не Бог.
Но! Наступает момент, когда стремишься увидеть, пощупать, осмыслить суть события, когда чувствуешь в себе силы это воспринять без всяких ожиданий и оценок.
К этому надо прийти…
Момент, когда хочется черного хлеба, соли и чистой воды, и больше ничего: остальное кажется праздным и пустым.
Суть, соль, основа, фундамент, архетип. Это что-то такое, что непоколебимо в любых условиях, божественная матрица…
И чтобы хотя бы прикоснуться к этому, надо съесть пуд соли, пропахать свои поля, обливаясь соленым потом, и тогда возможно что-то поймешь и увидишь.
Если заработал:))
Осмысливать не надо нужно ощущать отражение момента и у каждого он свой)- вы совершенно правы.
Закат красив, но это не мешает нам знать, как он происходит и почему мы видим такое буйство цвета. Если вы не хотите анализировать стихи, чтобы не разрушать магию – это одно дело, совсем другое – говорить, что это невозможно в принципе. Возможно.
Спасибо. Вы очень хорошо сказали про поэзию. Когда-то я не понимал ее сути. Когда-то думал, что в поэзии главное рифма, размер — но это всего лишь ее форма. Суть неуловима, она скрыта в наших чувствах и возможно еще глубже. В восприятии чистой незамутненной реальности, лежащей за пределами обыденности. Поэзия — это сконцентрированное Это, выраженное словами. Чистейшее и первичное, что дает начало всему остальному. Как семя, как заклинание.
Можно исписывать тетради рифмами, но не написать ни одного стихотворения. А можно случайно почувствовать Это и попытаться воспроизвести в восьми строках без рифмы или даже одной строке и это будет Поэзия. И в этом заключается истинное мастерство настоящего поэта — в трансляции Этого в форму слов, которая может быть стихотворной (а может быть и нет). И согласен, поэт не властен над тем, чувствовать Это или нет. Поэт лишь проводник между Этим и словами.
Замечательные стихи и совершенно никудышный анализ стихотворения.
Автор почти прямым текстом говорит о страсти. Почти в каждой строке. Странно, что в анализе об этом ни слова. Хотя… Может быть, анализ написан для школьников?
А для кого ещё
Самый лучший стих♥️
Глубокие стихи гениального поэта, человека зрелого и думающего. В них не дань моде – в них поиск истины, поиск ответов на вопросы своей Души. На вопросы (именно!) своей Души, а не поучение и назидание читателю.
А, впрочем, чему открыт человек (читатель), то он и видит в делах, ситуациях, слышит в словах.
Окружающий мир зеркалит то, что происходит в душе человека.
Стихи замечательные!
рифмы мелодичные, напоминает музыку. а смысла особого я не уловила. с претензией на глубокую философию.тогда так было модно писать-загадочно и иносказательно
Надо читать Айболита…..там все доходчиво
спасибо за совет, я почитаю. а вы прочтите сказку про голого короля.Пастернак талант безусловный, стихи его люблю, но есть стихи где он больше играет рифмами , чем вкладывает душу и смысл. это мое субьективное мнение, я выражаю его вежливо, никого не поучаю. это площадка для выражения мнений, не так ли?
Отлично, Геннадий.
Данное стихотворение можно найти в таких печатных изданиях под авторством Пастернака:
1. Борис Пастренак. Стихи, 1936-1959: Стихи для детей…», University of Michigan Press, 1961
2. «Вестник Санкт-Петербургского университета: История, языкознание, литературоведение, Выпуски 1-4», Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000
По-моему, это Гурулёв, а не Пастернак.
впервые читала стихи и их анализ и влюбилась в Пастернака!
Пастернака не читал, но роман осуждаю))
Как можно не читая что то осуждать?
Это известная фраза времен скандала вокруг романа «Доктор Живаго».
«Не читал, но осуждаю! — по разным сведениям, часть фразы, прозвучавшей в 1958 году на заседании правления Союза писателей СССР при рассмотрении дела Бориса Пастернака, которого обвиняли в публикации за границей «антисоветского» романа «Доктор Живаго».
Посадим сад, посадим липы и будем стараться дойти до самой сути. возвращаешься и возвращаешься к Нему. Читаешь и читаешь его. Умно, трепетно, волнующе, красиво, тревожно и горько…
МНЕ КАЖЕТСЯ ЭТО — МАКСИМАЛИЗМ ЮНОСТИ… ЭТО ПРЕКРАСНО ВОВЕКИ…
В момент написания стихотворения Пастернак был уже немолод — стихи зрелого и много пережившего человека…
я просто влюблена в это произведение….и для того чтобы описать свои чувства я не найду не единого слова!
сколько философского смысла в этих строках!!!!……
В этом и есть мука каждого, что хочется дойти «до самой сути…»
Это из произведения «Доктор Живаго». Завораживающие!!!
Я это все стихотворение выучила, и получила 5, очень сложно было учить, но такое замечательное стихотворение того стоит.
Чем безупречнее человек снаружи , тем больше демонов у него внутри . Зигмунд Фрейд
Отличный поэт, переводчик и писатель. Таких теперь мало.
Любимое стихотворение Пастернака. Люблю рассказывать его когда грустно. Столько души в нем..
В свои сорок с лишним лет впервые прочитал стихи Пастернака. Лаконично, доходчиво, глубоко.