Михаил Лермонтов — Бородино: Стих

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

О стихотворении
Стихотворение "Бородино" Михаила Лермонтова погружает читателя в атмосферу героической битвы за Москву во время войны 1812 года. Основная тема произведения — мужество и самоотверженность русских солдат, которые, несмотря на все трудности, защищали свою родину с невероятной стойкостью. Стихотворение выделяется своим патриотическим духом и яркими образами, создающими живую картину сражения, которая вдохновляет и напоминает о славных страницах истории России.

Слушать аудио-стихотворение:

Стихи для детей Стихи Лермонтова из школьной программы Стихи Михаила Лермонтова для детей Стихи Михаила Лермонтова о войне Стихи Михаила Лермонтова о Родине, России Стихи о Москве Стихи о Родине для детей, школьников Стихи о Родине, России Стихи русских поэтов классиков
Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

187 комментариев
новее
старее
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Всем здравствуйте, мне задали учить на каникулы и делать 3 пробника впр.
Мой вам совет: не учите за день, учите каждый день по 2-4 четверостишия, и тогда за недельку можно выучить без проблем, не оставляйте на один день, будет хуже.

У меня всë точь в точь: впр задали 3 пробника, если у вас хорошая память, можно выучить всë за день, потому что идеальная рифма.

Помню всё стихотворение, а мне 50 лет.

Я выучил все за один день, учится достаточно легко :)

хороший стих, учится норм (всем удачки выучить)

Не могу выучить на задали до *кусая длинный ус*

А нам до *он спит в земле сырой*

завидую, мне задали все учить до конца, я в 5 классе….

В пятом классе сейчас, учить задали, учится легко)

Хорошее стихотворение, нам задали, учу по пять частей каждый день.

Стих интересный, задавали еще в начале, сейчас в 5 классе просто повторяю четверостишия, которые забыла повторяю!)

Стих отличный. Задали учить. В пятом классе это норма. Советую хотя бы просто прочитать!

Первое четверостишие очень запомнилось!

знаю наизусть… уже 35 лет помню…

В 7 классе. 13 лет. Выучила половину. Хороший стих. Уважаю Лермонтова!

Выучила стихотворение ещё в школе, Сейчас мне 35 и до сих пор его помню.

Иногда еду поздно ночью по трассе, в сон начинает клонить. Начинаю вслух читать стихи. Не знаю сколько раз меня это спасло.

Узнав Наполеона «торт», Кутузов отступает. С надеждой покорить Париж, кремлевский форт французам оставляет. Собрав друзей, Бородина уроки вспоминая, в избе крестьянской он планы обсуждает. И смелой хитростью француза завлекая, фельдмаршал войско русское к победам возвращает.

Написано бездарно. Ни чего личного. На отшибись. Автор видимо махнул рукой и сказал. «И так сойдёт». Ну не вытянул он этой задачи. У Лермонтова много хороших и удачных произведений. Но с этим не очень.

Ну конечно, для всех же это просто прочитать, а сам же Лермонтов долго писал это. Все только и могут что обсуждать чужие старания. А почему всё обсуждают? Потому что завидуют!

Может и да, НО Лермонтов этот стих написал в 19 веке, а тогда не было таких правил русского языка как сейчас. Плюсом это стихотворение написано в 98 строк! Поэтому я не думаю, что можно говорить, что стих написан на «отшибись».

Классная поэма!! Самое красивое произведение в мире!

Здравствуйте. В этом стихе Михаил Лермонтов красиво и гармонично написал про то, что происходило во время Бородина. В стихотворении «Бородино» все строки рифмичны и сразу можно понять суть, смысл этого великолепного произведения. Благодарю Лермонтова за это стихотворение. А вам, всем любителям литературы желаю всего самого наилучшего.

Этот стих про наш посёлок. У нас есть этот стих в библиотеке. Он прекрасный!

Я его честно выучил за 35 минут на уроке и рассказал за пять минут в конце этого урока. Учитесь!!

Нужно понимать что рассказываешь. А не просто заучить и пересказывать.

Стих хороший, но учить сложно.

Я понимаю, вас, Марго. Но я, пока ещё в третьем классе. Я попробую вам помочь. Начните с первых два столбца, а потом, вторые два столбца, и, объедините их. И вот так вы сможете выучить это стихотворение.

Да. Мне тоже понравилось, в следующем году рассказывать.
Я уже выучила до… И леса синие верхушки — французы тут как тут.

Стихотворение хороший, но рукопашный бой это как? они боксировали?

Рукопашный бой это не обязательно как бокс, это значит бой без оружия, а просто кулаками.

В основном штыками от винтовок, сабель и тд. То есть оружием ближнего боя.

Классное стихотворение! Нам не задавали, Но я всё быстро выучила. легко учится!

Я в пятом классе и мне это задали учить до слов «за родину свою». Во вторник рассказывать! Но стих очень интересный!

Нам его на каникулы летние задавали учить… уже почти ноябрь, я его выучить не могу, в понедельник его рассказать надо.

А нам на осенние каникулы задали до слов «Мы в Бородинский бой».

На счёт «Богатыри Нивы!!! Не правильная трактовка. Были люди в наше время. Далёкое, 1242г. ледовое побоище. Вот как надо.

Богатыри не вы. Имеется ввиду не французы.

я не могу выучить конец. но стих хороший.
мне нравится.

Очень грустный, но интересный стих.

Стих очень интересный, буквально выучил за 2 дня стих, очень легко читается.

Конечно большой, но очень прекрасный. Рифм много, я выучила через 2 дня все это, спасибо за стих.

Знаете, но всё же он сложный.

Он длинный, но не сказать, что сложный. Намного сложнее учить тех же Маяковского и Рождественского.

Не стоит злиться на детей, пишущих в комментариях, мол: «Зачем этот стих написали, если мне это не нужно?»

В какой-то степени я их понимаю. Такая литература не для всех, и у тех, кого заставляют учить силком, разумеется будет отторжение. Мы, как взрослые люди, понимаем трагизм происходящего и то, насколько этот эпизод истории важен для нашей страны. Но это же дети, ОНИ этого ещё не понимают, у них нет того багажа жизненного опыта, чтобы понять. Им интересно другое и это прекрасно! Будьте уверены, с годами они осознают, что были не правы. Всё мы в детстве говорили что-то, о чём сейчас жалеем.

(Я сама повторяю эту тему для сдачи экзамена по истории. Вот вспомнилось данное произведение. Удивительно насколько большое влияние оказала Отечественная война 1812 года на людей того времени, да и в целом на народный дух. Спасибо.)

Так смысл литературы в школе в том чтобы показать то время. Я бы так сказал, тут зависит от учителя. Нам, например, его разбивали на 3 части. Выучил одну — одна оценка. Выучил три части, три оценки. Так что даже с другой памятью можно было на троечку.

Решила сама выучить этот стих полностью (12 лет).

Стих чудесный и учить его легко, потому что он мне понравился и всё сразу запоминается ❤️

Стихотворение чудесное! ♥️ Я выучила за 1 день, да я не очень хорошо выучила, на четыре. Лиза 11 лет, интересуюсь событиями своей Родины…

стих прекрасный, но грустная история, лично я его выучила за 4 дня

Стихотворение да, сложное, но оно нам рассказывает про нашу Родину!

Стих прекрасный хоть и с печальной историей! Я еще никогда не проникалась в суть стиха! Очень понравилось. Жаль что Михаил Юрьевич так рано ушел, уверена что, он бы написал еще очень много прекрасных стихов!

Мне тоже жаль, что Лермонтов был убит. Говорят, что характер был скверный у него. Но стихи он писал необыкновенные. Со школьной скамьи помню Бородино, Белеет парус одинокий, Дубовый листок, Мцыри, но читать не могу — перехватывает дыхание, подступают рыдания от восторга.

мне учить только со слов «и только в небе», пока легко учится, все нравится. Передаёт атмосферу того времени, даже захотелось нарисовать картину по строчкам.

Не понимаю, почему дети в комментариях пишут, что «Кто вообще это придумал». Написал великий поэт Лермонтов. На 25-летие Бородинского сражения. Вы, просто не понимаете, насколько это страшно — товарищей считать. Насколько страшно стоять в нескольких километрах от Москвы, потерять её. Много кто погиб тогда. В 1812 и в 1941 годах здесь решалась судьба России. (Стих и правда легко запоминается) Мне 11 лет, и говорю я это, как человек интересующиеся историей своей Родины.

Ты молодец, бывает что не всем нравится учить стихи, что стих про родину, не многих волнует, да я тоже его учу, но я хотя бы не навязываю свою мнение.

Очень хорошее стихотворение) Буду с радостью его учить до понедельника.
Большое спасибо!
У меня никогда не было такой интриги до конца таких великолепных стихов!

Мне лично нравится этот стих! Я хоть и не прям супер отличник, но я его выучил за 2 часа полностью! Там один абзац можно за 10-15 минут выучить, стих да, большой не спорю, но он лёгкий и запоминающийся.

Стих очень лёгкий и красивый. Я выучила за 5 дней, моя одноклассница вообще за 3. Мне всё нравится.

Стих хороший. Задали учить. Учится легко, но долго. Не ссорьтесь. У каждого своё мнение. Кто плохое говорит о стихотворении, просто ни понимает того, что он про нашу историю и нам это нужно объяснить. Мне 12 лет.

Мне кажется в строчке «За родину свою» слово «Родина» должно быть с заглавной буквы.

Опубликовано (напечатано) с маленькой буквы.

Мне для доклада надо было спасибо большое очень хороший сайт☺️

Да, но есть одно НО — русские войска проиграли битву спасаясь бегством с поля боя оставив Москву французу.

Небольшая выдержка из другой монографии про Бородино:

«Позже Наполеон скажет: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу. А русские стяжали славу быть непобеждёнными»».

Главной целью этого сражения было показать солдатам и обычным людям, что они могут дать бой.

хороший стих, классика, я его знаю наизусть.

Я этот стих в школе наизусть знал и рассказывал. Наилучший правдивый настоящий стих М. Ю. Лермонтова!!! На века!!! Браво!!!

хороший стих, легко учится, всем советую.