Борис Пастернак — Гамлет: Стих

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Анализ стихотворения «Гамлет» Пастернака

Бессмертная трагедия Шекспира «Гамлет» не потеряла своей актуальности и в наше время. Поднятые в ней общечеловеческие философские вопросы интересовали людей любой национальности во все эпохи. Пастернаку принадлежит один из самых удачных вариантов перевода трагедии. Он провел огромную работу по ее анализу и максимально точному переложению мыслей Шекспира на русский язык. Поэтому стихотворение «Гамлет» (1946 г.) не случайно открывает поэтическую часть романа «Доктор Живаго». В образе Юрия Пастернак отразил мучительные гамлетовские сомнения при выборе жизненного пути.

В произведении используется многоступенчатое сравнение. Прежде всего, лирический герой сравнивает себя не с персонажем трагедии, а с актером, который должен сыграть эту роль. Исполнение Гамлета считается в театральном мире одним из самых сложных. Для точной передачи всей полноты душевного конфликта главного героя актер должен буквально вжиться в его образ, на себя прочувствовать трагедию его жизни. Пастернак воспроизводит момент появления актера на сцене. На него устремлено все внимание зрительного зала через «тысячу биноклей». Актер находится в состоянии наивысшего душевного подъема от осознания важности происходящего.

Возникает еще одна аналогия. Лирический герой сравнивается с Иисусом Христом. Согласно евангельской легенде, Христос должен был выпить горькую чашу, означающую его согласие на принятие всех человеческих грехов и будущие страдания. «Убоявшись в сердце своем», он просит Бога избавить его от этой чаши, но все же находит в себе силы и принимает ее. Образ чаши стал нарицательным при описании непростого жизненного выбора.

Во второй части стихотворения Пастернак прямо намекает на советское тоталитарное общество. Лирический герой согласен исполнять роль Гамлета на сцене, но понимает, что такая же трагедия происходит в его жизни. Понятно, что пьеса закончится как обычно, все слова и действия персонажей заранее известны. Но что делать, если реальная жизнь живого человека становится всего лишь ролью в разыгрываемом кем-то спектакле.

Финал стихотворения крайне пессимистичен. Все сравниваемые персонажи (Христос, Гамлет, Живаго, актер) в результате объединяются в самом авторе, который «тонет в фарисействе» (замыкает рассуждение тоже библейский образ). Жизнь в тоталитарном государстве лишена свободы и проходит под управлением «главного режиссера». Мучительный выбор – всего лишь игра, от него ничего не зависит.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (89 оценок, среднее: 3,53 из 5)
Категории стихотворения "Борис Пастернак — Гамлет":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

25 комментариев
новее
старее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Уважаемый автор, Евангелие — это не легенда

Да что ж у вас, что не анализ, то везде вам мерещится «советское тоталитарное общество», кровавый режим и т.д. Это же просто поэзия, любая человеческая жизнь — нелегкое испытание. Где вы тут видите намеки на тоталитарные режимы…

Какую смысловую нагрузку несет последняя строчка?

Ее надо читать совместно с предыдущей: «Все тонет в фарисействе». О фарисеях рассказывается в Евангелии, они были ревностными исполнителями закона (в том числе морального), но часто лишь внешне, формально, при этом гордились своей «чистотой» и осуждали других.

Здесь Борис Пастернак просит читателя не спешить осуждать его героя, Юрия Живаго, который был не всегда безупречен (вспомним Лару). Жизнь прожить — не поле перейти. Это неизмеримо сложнее, а человек никогда не идеален и не может пожить жизнь идеально, до последней буквы закона. Осуждая его, мы становится такими же самодовольными и слепыми фарисеями, лишая человека сострадания, оставляя его одного против «сумрака ночи».

Конечно, это применимо и к Гамлету.

Один раз мы учили это стихотворение в школе. Прошло много лет, а я почему-то всё ещё дословно помню его. Какое-то чудо.

Бомба стих !!! Бабушке рассказал , все понравилось !! Вот и вам решил черкануть !!! Спасибо !!!!

Боже, ты отпустил мне роль,
где посредственный я исполнитель.
не ругай меня за любовь,
придёт время — стану хороший зритель

прости, что в антрактах молчу,
что сижу ни о чем не думая
не сбывается , что хочу
и за лень в субботу прости меня

знаешь — я ведь всегда с тобой
хоть мои аплодисменты тихие
так уж вверено мне судьбой
не хочу фальшивого имени…

В кулисы приспособил ловко, разодранную надвое завесу…
Возможно, ты спасал Героя, безумцем подменив его, навремя?
Что ж… браво! Удалась уловка!..- роль короля играет нищий шут-повеса,
А там, во мраке царской ложи кроясь, властитель наших грёз сплетает жизни бремя.

Прекрасный стих выучила весь

Человек не православный не понял.Но для увеличения пе…IQ ВЫУЧУ.

Предвосхищение трагизма 20 века.

Настоящий человек всегда один в такие минуты! Герои всегда потому и герои что одиноки из многих…

Это нужно чувствовать. Это надо принимать и действовать.

Одно из любимейших произведений Пастернака, а в исполнении Высоцкого в одноименном спектакле вызывает неописуемый шквал эмоций …

Такие стихи до слёз пробирают, если вдуматься. Жаль, здесь нет стихотворения «Гефсиманский сад». Ну всё гениально!

стихи гениальные, чтобы это понять, нужно разбираться в поэзии. Нужно прежде очень много читать Пушкина, Лермонтова, Блока, Ахматову, Есенина.Воспитать вкус и чутьё. И действительно, хоть что-то понимать в этой жизни.

вот как раз после Пушкина, Лермонтова, Есенина читать Пастернака просто невозможно.

А сами вы можете стих сочинить? Конечно нет! такой с душой, с эмоциями?? Вы сможете выдать свои обиды, страдания, радость и т.д.? просто ужас, это великий поэт! как можно не любить стихи таких поэтов?! стих отличный!

А разве вы можете стих сочинить
В тенях уходящей ночи?
Не можете? Может быть лучше не жить?
Ну… Я это так, между прочим..
(Так что-ли?)

стихотворения великих русских поэтов следует читать не глазами, а душой…

Только православный человек правильно поймет эти стихи…

Это один из лучших стихов в русской поэзии

Наконец-то узнал, откуда пошла такая известная фраза — «Жизнь прожить — не поле перейти». Очень атмосферное стихотворение, заставляет задуматься.

это русская народная пословица, не Пастернак ее сочинил

Познавательный и жизненный стих со смыслом. Всегда любил подобные жанры и читал такие стихи, все коротко и ясно.

Читать стих поэта Борис Пастернак — Гамлет на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.