Весь город в плавных разворотах,
И лишь подчёркивает даль
В проспектах, арках и воротах
Классическая вертикаль.
И все дворцы, ограды, зданья,
И эти львы, и этот конь
Видны, как бы для любованья
Поставленные на ладонь.
И плавно прилегают воды
К седым гранитам городским –
Большие замыслы природы
К великим замыслам людским.
Анализ стихотворения «Над Невой» Самойлова
Стихотворение создано в 1961 году. Поэту, фронтовику 38 лет, к этому времени он автор пока единственного сборника стихотворений, много занимается переводами, дружит с А. Ахматовой. Жанр – городская лирика. Рифмовка перекрестная. Тема: образ Петербурга. Идея: Петербург – город прошлого и будущего, символ преобразования природы и человеческого труда.
У каждого «свой» Петербург. Поэт видит город на воде, с неповторимым стилем, особой строгой, симметричной планировкой, каналами, набережными, мостами, прямыми длинными улицами. Он интересен весь, целиком, а не только отдельными зданиями, объектами.
Это город горизонтальный, «плоский», и виден насквозь, в перспективе улиц. «Классическая вертикаль», о которой говорит поэт – это Соборы и иные высотные объекты, которые видны из разных точек обзора. Поэтому его архитектура, скульптура как на «ладони», и как «для любованья». Львы и конь: символы Петербурга, статуи львов и памятник Петру на коне (Медный всадник).
Средства выразительности. Эпитеты: «плавных разворотах», «седым гранитам». Повторы: «плавных», «плавно», «замыслы», «замыслам». Олицетворение: «седым гранитам». Инверсия: «прилегают воды». Метафора: вода (мощь природы) ограничена гранитом (человеческим разумом). Многосоюзие, перечислительная градация, звукопись.
Это стихотворение Давид Самойлов написал в тот год, когда в космос отправился Гагарин. Но само произведение больше связано с пушкинской эпохой по стилю.Не скажешь, что он был советским поэтом.