Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова
Фронтовик Давид Самойлов написал стихотворение «Сороковые» в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны. Произведение было положено на музыку, как и многие стихи этого автора.
Тема стихотворения
Главной темой стихотворения является человек, переживающий ужасы военного времени. Лирический герой смотрит на себя молодого через призму времени и рассуждает о том, каким застала его война. В 20 лет он был наивен, полон надежд. Впереди была вся жизнь. Именно молодость и помогает душе героя не «зачерстветь» даже во время военных испытаний. В этом главная мысль автора — несмотря ни на что человек не должен превращаться в зверя. Лирический герой не просто выжил на передовой под свистом пуль, он, к тому же, сохранил лёгкость, чуткость, способность радоваться мелочам и замечать прекрасное. В один клубок смешались полярные понятия: мечта с бедой, война с юностью.
Мы видим «сороковые» как на кадрах фильма — с конкретными деталями, на которых заостряет внимание автор. Например, что он «больше нужного хромает», «балагурит». Ведёт себя так, как любой юноша его возраста в мирное время, но не забывает, что повсюду война и беда.
Композиция и жанр
Условно всё стихотворение можно разделить на три части. Сначала читатель погружается в атмосферу войны — смерть, боль, бесконечные эшелоны.
Во второй части мы види молодого человека, оказавшегося на войне, со своими мечтами и надеждами. Несмотря на ужасы реальной жизни, он видит свет впереди, даже может шутить и замечать чудесное в простом.
В третьей части обобщается судьба лирического героя и страны. Строки повторяются, благодаря этому композиция стиха замыкается. Произведение написано в жанре автобиографического монолога.
Средства выразительности, размер
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, смежной и перекрёстной рифмой. Поэт использует эпитеты: «роковые», «пороховые», «замурзанная», «свинцовая»; метафоры «война гуляет по России»); инверсии («извещенья похоронные», «перестуки эшелонные»).
Для передачи атмосферы рухнувшего с приходом войны мира, автор использует аллитерации: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки» и др. Ими передаётся тревога, непоправимая беда. Также поэт использует повторы («погорельцы, погорельцы»), риторические восклицания и другие художественные средства выразительности.
Стих вообще не в рифму, но вот учится легко!:)
стих отличный! и что ,что не в рифму? в нём описывается война, чувства людей! Раньше не было сайтов где можно подобрать рифму за несколько секунд люди сами подбирали всё! Это сейчас зашёл почитал . фильмы посмотрел, а раньше этого не было, так что если вам даже его и задали учить то всё равно надо выучить каким бы не было стихотворение) Удачи!
Класс ты рассказала коротко и ясно!
какая разница что было и что не было. сейчас не все, как вы высказались, «наживаются» на интернете. сейчас люди так же сами сочиняют стихи, песни.
Вы невежда, Анна, рифма присутствует в каждом куплете.
Анна, а можно уточнение, где именно не в рифму? К примеру, привожу второй куплет: рЕльсы-погорЕльцы, высОко-востОку…
Прикольно
внатуре прикольный стих о войне
Стих отличный, учила долго, но это того стоило) думаю запомнится надолго)
Как так можно? Учить это так долго! Даже до слёз!
Люди! Это классика!
Это очень хороший стих.учится очень легко:)
Хорошо, что легко:D
Как можно о таком высказываться в духе «нормальный», «лёгкий»? Это же великолепное стихотворение)
Класс
Стихотворение вообще легко учится, хоть и большое, я учил «Ты помнишь Алеша,дороги Смоленщины…», задавали на выбор, а одноклассники некоторые вот это, и пока они его рассказывали выучил,не знаю, может это я так умудрился)
ха учебник коровина
Очень классный стих, троготельный!)
Стих хороший, но достаточно большой.
Маленький а вот Бородино большое стихотворение, но легко учится тоже.
Очень классный стих учится легко. Два четверостишия за 2 минуты выучил
Скоростная машина чтение)
Классное и трогательное стихотворение, легко запоминающееся и чувства людей передает, за душу тронуло
очень сложный стих и плохой
Учись быстрее чем они:D
Стих мне понравился нового ничего нет.
А что ты хотел? Это стихотворение никогда не изменят!
Стих быстрого учения, учиться так же как и «Бородино»- быстро)))
Уже всё выучил =)
Как вы это учите сижу 4 часа выучить не могу, плохой стих!
Можно я побью твой рекорд? =D 7 часов
эх, день уже учу :’)
Учиться очень легко!Особенно в шестом классе!
Классный стих, учится легко
Стихотворение, как по мне идеальное, но есть одно НО, я его выучила, но стихотворение само по себе забывается
Стихотворение достаточно легко учится (это уже писали до меня миллионы раз знаю).
При выразительном чтении звучит просто шикарно.
Одобряю (~0-0)~
Одни отличники…
Учись!
Крутой стих, но учится ооооочень сложно…
Как вы можете учить это 4 часа если она учится за 20-30 минут:D
Стих очень красивый, не требует много времени, выучил за 10 минут =D
Очень правдоподобная, чисто фронтовая трогательная поэзия. Спасибо автору статьи за полезный материал.
Стих очень хороший. Во-первых ВСЁ там в рифму. Во-вторых очень трогательный. И наконец в-третьих ЧИСТАЯ правда.))))
Спасибо автору.)))
Стих, отстой, не учится. Тяжёлый и большой
Просто вы не понимаете смысл… Как было трудно в войну молодым
Стих хороший , легко учится…
Выучила за 20минут
стих просто легчайший. 3 минуты и всё!