Василий Жуковский — Лесной царь: Стих

Перевод стихотворения Гёте

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой».
«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне;
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей».
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок подгоняет, ездок доскакал…
В руках его мертвый младенец лежал.

Анализ баллады «Лесной царь» Жуковского / Гёте

Стихотворение В.А. Жуковского «Лесной царь» – это авторский перевод баллады И.В. Гёте, написанный в 1818 году. В основе сюжета любой баллады лежит древняя легенда или предание, поэтому эта стихотворная форма почти всегда наполнена мифическим, потусторонним флером. В произведении ярко выражен мрачный колорит сказаний немецкого народа.

Сюжетная линия

Жуковский отмечал, что переводчик стихотворения всегда конкурирует с его автором и волен отклоняться от изначально заложенной фабулы или каких-либо деталей повествования. На примере «Лесного царя» прослеживается эта свобода переводчика, как самостоятельного повествователя.

Баллада Жуковского на всем ее протяжении держит читателя в напряжении и поражает резкой, трагичной, неожиданной развязкой, что достигается, в том числе, за счет изобразительных средств, применяемых автором. В ней повествуется о старике-путнике и маленьком ребенке на его руках, которые по каким-то причинам вынуждены проезжать «под хладною мглой» через лес. Ребенок озяб и, прижимаясь к отцу, говорит ему о том, что его преследует Лесной царь и с каждым четверостишием тревога нарастает, а старику все сложнее успокаивать малыша. Он все сильнее погоняет лошадей, спеша вырваться из окутавшей их тьмы: «ездок оробелый не скачет, летит; младенец тоскует, младенец кричит».

Мистический ужас овладевает читателем: автор не уточняет, что именно происходит с ребенком и остается только догадываться: то ли малыш болен и страшные видения ему мерещатся в бреду, то ли злой дух леса – Лесной царь – действительно пришел за его душой, чтобы завладеть ей навсегда: «Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой».

Анализ содержания

М.И. Цветаева, известная своей любовью к немецкой поэзии и прекрасно в ней разбирающаяся, анализируя это произведение и сравнивая его с исходником, склоняется к тому, что у Гете за душой ребенка действительно пришли темные силы и забрали ее, так как в начале баллады не было речи о болезненном состоянии малыша. У Жуковского же малютка изначально предстает озябшим, а старик пытается его согреть, но чем дальше, тем видения малыша становятся мрачнее.

Баллада обрывается резко и неожиданно – так, как и положено этому жанру, оставляя читателя один на один с непостижимой и горькой концовкой: «Ездок подгоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал».

Художественно-выразительные средства и стихотворный размер

Автор явственно сочувствует герою и его спутнику, понимая всю безвыходность и обреченность их положения. Беспомощность старика и ребенка на его руках усугубляется таинственностью происходящего и невозможностью бороться против мистически настигаемых их событий и при этом становится уже не столь важным, что же является их причиной: болезнь или злые силы, потому что и в том, и в другом случае обстоятельства оказываются сильнее беззащитных людей. Особый трагизм заключен и в том, что отец ребенка предстает уже стариком: это еще более усугубляет его беспомощность перед обстоятельствами.

«Лесной царь» — классический пример баллады. Стихотворение написано амфибрахием — трехдольной стопой с ударением на втором слоге. Повествование ведется через разговор взрослого и ребенка. Эмоциональная составляющая передается автором с помощью эпитетов «родимый», «дитя», «мой младенец», «душно», «тяжко», «ездок оробелый», «ветлы седые».

Баллада написана в эпоху романтизма и является ярким образцом этого направления. Темы смерти, борьбы и болезни пронизывают все произведение. Оба героя: и ребенок, и взрослый, каждый по-своему пропускают их через себя вместе с автором. Одной из популярных идей романтизма является злой рок, нависший над судьбами героев. Однако, не смотря ни на что, в конце произведения, старик выглядит не проигравшим, а победителем: ведь он боролся в этой битве с судьбой до конца. Произведение учит никогда не сдаваться и идти вперед, не оглядываясь на жизненные невзгоды.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (61 оценок, среднее: 4,05 из 5)
Категории стихотворения "Василий Жуковский — Лесной царь":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

28 комментариев
новее
старее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Ужасная баллада может испортить психику ребенка и слишком много читать и главной мысли у нее нет не чему не учит внучка моя 5 класс переходит задали ей этот ужас читать

Это произведение запомнилось мне со школьной скамьи. Учит школьника читать между строк и чувствовать текст.
Когда я читаю его в этом переводе, мне представляется такая картина: что Лесной царь — это аллегория болезни, смерти, которая хочет забрать младенца в свое царство, наверное у малыша началась лихорадка и он кричит, стонет, смерть подбирается все ближе к нему, а отец, зная что ребенок болен везет его куда-то через лес, вероятно к доктору, но как бы быстро он не ехал, ему не удается спасти сына.

Баллада «Лесной Царь» вызывает у меня самые грустные и печальные эмоции. Каждый раз, когда я перечитываю это произведение, мне становиться жалко отца и самого мальчика

Стихотворение плохое, после того как ребёнок прочитает его, у него начнётся деградация головного мозга…

Короче говоря не давайте читать это стихотворение ребёнку!!!

У вас деградация врождённая, увы, вам не помочь (

К сожалению у вас тоже самое а у него все в порядке

Для 5 класса это не оч, это больше для 9-10 класса!!!!!!

Не, это нормально

Очень хорошая баллада

На самом деле у младенца предсмертные галлюцинации. Но, все-таки, сомнительно включать эту балладу в школьную программу 6го класса. Для 9го прям зашло, но 6…

Мы переходим в 5 класс и нам задали читать это.

Интересно

Данная баллада не о том, что отец не реагирует. Прочитайте анализ это дело 5 минут, но вы поймете произведение глубже, чем поверхностные думы про отца, который отрицает состояние ребенка. Он наоборот «не скачет, летит», спешит помочь ребенку, но было уже поздно.

Я так поняла, что у младенца слуховье и паронормальные галлюцинации(возможно шизофрения с научной точки зрения) представленным лесным царём или же сказачной смертью и он рассказывает это об этом отцу, но отец говорит что это ему кажется. В конце баллады ребёнок умирает, с этого можно сказать что он болел ещё некоторые болезни связанные проблемами с дыханием.

Ученица 8 класса

Эмм… А зачем, спрашивается, понтоваться, тем, что ты из 8 класса?
Типа, » смотрите, я сделала онааализ! Ученица восьмого класса.» Ха, меня поражает это, все конечно хорошо, но » ученица восьмого класса» все испортила последними словами.‍♀️

Тебя не просили это комментировать захотела и захотела чего прикопалась?

супер

Ребенок жалуется взрослому, что ему плохо, но взрослый отрицает это и не реагирует. В итоге ребенок умирает. Чему должен научить этот стих шестиклассника? Что на взрослых нельзя положиться?Внесение в программу такого стихотворения очень сомнительный шаг. Заставлять учить шестиклассников этот стих без права выбора — это эмоциональное насилие.

Правильно, давайте отгородим детей от произведений мировой классики. Ведь детям опасно умственное и эмоциональное развитие.

Когда я в шестом классе читала эту балладу, никакого насилия не почувствовала. И Вы так понимаете смысл, а на мой взгляд, отец всеми силами пытается спасти ребенка, быстрее выбраться из леса: «Ездок оробелый не скачет, летит». Но не успевает. И он не игнорирует жалобы сына, он утешает его.

По-моему тут следует уточнить, что изначально автор баллады Гёте. Жуковский не столько написал, сколько великолепно перевел. Хотя его заслуг не умаляю — получилось изумительно душевно!

Написано изумительно! Побольше бы таких баллад в наше время писали. Заслуженная пятёрка автору!

С возрастом научилась читать между строк, баллада о жизни, о нашем социуме. Бесподобно!

Прикольно, только сначала непонятно, нужно перечитывать еще раз)

Бесподобно! очень интересная баллада

Баллада супер, но печальная очень…

Очень хороший и трогательный стих

Шикарно невероятно потрясающе, по-моему Жуковский лучше всех)

Жуковский только перевел а, настоящая похвалы заслуживает Гёте

Читать стих поэта Василий Жуковский — Лесной царь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.