Когда на смерть идут,- поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою —
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв — и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Будь проклят сорок первый год —
ты, вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв — и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей я кровь
чужую.
Анализ стихотворения «Перед атакой» Гудзенко
История создания
Стихотворение в буквальном смысле слова было сочинено на войне, в 1942 году. Автор стихотворения, Семен Гудзенко, в это время находился на фронте, сражался под Москвой. На тот момент поэту было всего 20 лет. Стихотворение было напечатано в 1946 году. Оно ценно тем, что обо всех ужасах войны пишет непосредственный участник тех событий.
Сюжет
Вначале стихотворения Гудзенко делится мыслью, что перед тем как идти на смерть, в бою — «поют,» до конца не осознают насколько это страшно.
Осознание приходит уже в бою, во время атаки. В произведении поэт описывает как проходил один бой своими глазами. По мнению воина: «самый страшный час в бою — час ожидания атаки.» Сарио Петрович дополняет, что атака была зимой, что белый снег был черный от мин. Из-за холодного времени года «пехота» сильно замерзла.
Автор делится своими переживаниями. Он чувствует угрызения совести из-за того, что те люди, которые находились рядом с ним: друг, лейтенант, взрывались на мине. Воин совершенно незаслуженно перекладывает причину того, что к ним пришла смерть, на свои плечи. Называет себя «магнитом» для мин. Во время минной атаки он все ждет, что и к нему «придет смерть,» но этого не случается. После минной атаки боевые товарищи идут через траншеи в укрытие. Согласно выводу автора, хотя эта атака была недолгая — но от этого она не была менее жуткая.
Через все произведение идет линия смерти. После окончания боя боевые товарищи пьют холодную водку, чтобы как-то справиться с пережитым: утратой боевых товарищей, страхом за собственную жизнь, также чтобы постараться стереть из памяти мины и ракеты, которые постоянно падают и взрываются.
Гудзенко заканчивает свое стихотворение словами, как тогда завершился тот страшный день:
И выковыривал ножом
Из-под ногтей я кровь… чужую!
Жанр
Труд поэта относится к полевой поэзии. Также в своем «детище» автор использует олицетворение: смерть «проходит» и убивает его боевых товарищей. «Перед атакой» приводится инверсия: «Снег минами изрыт вокруг.» Историческая достоверность здесь сочетается с яркой образностью. Одновременно сказуемое неопределенно-личной придаточной части объективирует происходящее и позволяет автору стихотворения добиться максимального обобщения, типизации изображаемого. Несмотря на весь ужас войны, автор пишет в направлении романтизма. Рассказ повествуется от самого автора.
Тот кто делал анализ абсолютно не представляет о чём идёт речь. Просто кошмар
Стихотворение отличное. Анализ кошмарный. Так вообще нельзя подходить к стихам. Автор передает свои эмоции, свои чувства, но это стихотворение выходит за рамки войны, оно описывает то, что чувствует почти каждый хотя бы раз в жизни. Я вспоминаю эту строчку «и смерть опять проходит мимо» относительно событий не имеющих к войне никакого отношения. Сама эта фраза собственно и передает суть и смысл того, о чем хотел сказать автор.
Какой идиот написал про друга и лейтенанта, подорвавшихся на мине?! Как можно анализировать текст, не имея о предмете ни малейшего представления, подобно Ляпису-Тубецкому, писавшему про домкрат и скачки на приз Будённого?!
41 год не в стих, следующая строфа фальшива. Вернее будет вариант с : Ракеты просит небосвод и вмерзшая в снега пехота. Ну, не Пушкин однако…
Никакой ракеты небосвод не просит. Именно цензура заменила тяжёлую строку «будь проклят 41-й год» на тупую «ракеты просит небосвод»…
Когда-то и я был, как ты молодым. Стрелял из винтовки по банкам пустым… Потом по халатам в пыльных горах. И был со мной Бог, а с ними Аллах. И кто был герой в той странной войне? Сегодня никто не скажет уж мне.
А чё такое модус?
А кто нибудь может определить модус этого стихотворения?
Вначале стихотворения Гудзенко делится мыслью, что перед тем как идти на смерть, в бою — «поют,» до конца не осознают насколько это страшно — не совсем так. Ведь далее: «а перед эти можно плакать». Скорее поэт подчеркивает какой подъем на адреналине может быть в атаке (но то не точно) — во многом это поэтический оборот. Военные кто стал участником вот таких как стихах атак — свидетельствуют что делается это молча. Даже без хрестоматийного «ура».
разбор стихотворения плохой, вы правильно отметили на одну из многих ошибок.
Ведь именно, что страх осмысливается перед атакой, «перед этим можно плакать», потому что в бою «поют» в прямом и переносным смысле. Песня призвана поднять боевой дух, отвлечь, изгнать страх, который в противном случае скуёт человека.
Отстой. Мне учить столько!
Одно из лучших стихотворений о войне. Уровень мировой классики. Анализ на редкость примитивный, его автор ничего не понял в тексте, даже при пересказе искажает его содержание.
А я узнал это стихотворение в пронзительном исполнении В.С.Высоцкого в спектакле Таганки «Павшие и живые» по стихам военных поэтов…
Нашёл текст стихотворения после того как увидел, как его читает В.С.Высоцкий в одном из фильмов, посвящённых его персоне. Впечатление производит невероятное.
Но, администрация, ради всего святого, удалите это недоразумение под названием «Анализ стихотворения…»! Просто кровь из глаз читать эту ересь полуграмотного автора, ни слова не понявшего из произведения, и о чём там идёт речь, путающего боевые ракеты с сигнальными ракетами к атаке и противопехотные мины с миномётными минами.
Контраст после творения Семена Гудзенко и «поделки» ниже — как холодный душ.
«Анализатор» почему-то посчитал, что в траншеи солдаты убежали прятаться, хотя у автора — солдаты явно бегут штурмовать траншеи противника в рукопашный («штыком дырявящая шеи»). И вот этот бой был короток. Как обычно, в рукопашной.
Кто разместил после текста стихотворения данный ,,анализ,,?! Админ, Вы слепой? Кощунство.
Здравствуйте! Что именно не так по вашему мнению?
Не так глупейшие рассуждения после прекрасного стихотворения. Человек,писавший анализ плохо понимает смысл произведения и его дилетантские рассуждения крайне неприятно читать. Построение фраз непрофессиональное. Пожалуйста,не нужно заниматься тем,что не умеете. В данном случае-рассуждать о стихах.
Спасибо, больше не работаем с данным рецензентом.
Стихотворение великолепное. На века. Анализ не читать!!! Его писал либо десятилетний мало знающий ребенок, либо кретин.
Просто спасибо.
Я считаю, что каждый поймёт это, кто служил, служит и будет служить, а также те, кто воевал, кто видел то, как молодые ребята отдавали свои жизни за родину. Это не просто слова — это слова поддержки перед атакой, ведь кто прочитает эти слова перед боем, тот поставит перед собой одну цель — воевать за свою РОДИНУ!
Хотя я и не была на войне, но выворачивает душу на изнанку… Потрясает…
Очень сильно. Действительно трогает!
Сильно! Достойно памяти надо будет выучить и на день победы и рассказать
Грустное и пронзительное стихотворение!
…после последней строки — глаза в стол и… слёзы
Какие пронзительные строки! Аж до слёз и мурашек…
Стихотворение действительно трогательно и пронзительное мне очень понравилось!
Великий поэт-фронтовик. Пронзительные и очень современные стихи.