Бесконечная Россия
Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!
Тонут время и пространство
В необъятности твоей.
Степь широко на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.
Цепенеет воздух сжатый,
Не пахнет на душный день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень.
Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла.
С кровли аист долгоногой
Смотрит, верный домосед;
Добрый друг семьи убогой,
Он хранит ее от бед.
Шагом, с важностью спокойной
Тащут тяжести волы;
Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.
Как разбитые палатки
На распутии племен —
Вот курганы, вот загадки
Неразгаданных времен.
Пусто всё, однообразно,
Словно замер жизни дух;
Мысль и чувство дремлют праздно,
Голодают взор и слух.
Грустно! Но ты грусти этой
Не порочь и не злословь:
От нее в душе согретой
Свято теплится любовь.
Степи голые, немые,
Всё же вам и песнь, и честь!
Всё вы — матушка-Россия,
Какова она ни есть!
Анализ стихотворения «Степь» Вяземского
Стихотворение написано летом 1849 году. Автор немолод, он государственник, патриот, для него Россия – оплот порядка и благочестия в мире. Это год, когда он едет в Иерусалим к святыням. В пути он проезжает степи. Жанр – патриотическая, пейзажная лирика. Размер стиха – четырехстопный хорей. Рифмовка, кроме первой строфы, перекрестная. Лирический герой – сам автор. Тема – описание степи. Идея – Россия страна с большими, пустыми пространствами, пейзаж ее часто печален, но это Родина, матушка, как для бедного доброго крестьянина, так и поэта-князя.
В те годы степи были целы, сегодня на многих из них ведется хозяйственная деятельность. «Едешь, едешь, едешь, едешь»: Россия – самая большая страна в мире. Кроме того, тогда не было железных дорог через всю страну, ездили на лошадях. Образ степи популярен в русской литературе, о ней пели в народных песнях, писали Суриков, Есенин, Чехов. Здесь есть и образ «бедной хаты», «убогой семьи» (бедной и смиренной крестьянской семьи), аиста (хранитель мира, родного дома, семьи). Образ огня, жары, солнца. Поэт также видит курганы далеких времен.
Средства выразительности. Эпитеты: «неразгаданных времен», «степи голые, немые», «ветерок крылатый». Повторы и звукопись для усиления эмоций: «едешь, едешь, едешь, едешь». Сравнения: «словно вечность на земле», «словно огненное море», «небеса, как купол». Олицетворения: «тонут время и пространство», «голодают взор и слух». Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах: «ветерок», «тучки». Инверсия: «сохнет ветла» (ива). Метафора: «жизни дух». Оксюморон: «метелью знойной». Риторические восклицания: «грустно!» «Дни и версты нипочем!»
Очень душевное и искреннее .Это настоящая поэзия!!!