Первая публикация «Наступления» Николая Степановича Гумилева состоялась на страницах журнала «Аполлон».
Стихотворение написано в 1914 году. Автор его молод, сражается на фронтах Первой Мировой войны. Это тот еще период, когда был силен общий патриотический подъем. Впрочем, для всех, воевавших честно на той войне, а Н. Гумилев относился именно к таким людям, такой подъем был близок до конца военных действий, до самого начала смуты и развала империи.
Жанр – патриотическая лирика, размер – дольник с перекрестной рифмовкой, 6 строф. На войну поэт пошел добровольцем. Он же здесь и лирический герой. В своем стихотворении он прославляет не войну, не какие-то милитаристские амбиции, свои ли или государственные, а высокую миссию защиты Отечества. Ту самую, что была понятна всякому в русской истории. Из окопа все видится по-другому: та страна, что могла быть раем. Дисгармония войны любой цветущий уголок превращает в «логовище огня». Наступление длится четыре дня, столько же дней у солдат не было маковой росинки во рту. Некогда, незачем, только вперед.
Во 2 четверостишии поэт поясняет в выражениях самой величественной лексики: не надо нам яства земного. Человек в эти страшные, в эти светлые часы укрепляется нематериальной пищей. Душа берет контроль над телом, высокое над низким, бескорыстное над меркантильным. «Господне слово»: здесь, конечно, прежде всего, вечная библейская цитата о тех, кто «положит душу за други своя». Также известно, насколько с началом войны возрос христианский настрой в войсках. Все с готовностью участвовали в службах и молебнах, порой под открытым небом, порой в последний раз в своей жизни. Метафора: залитые кровью недели. Все привычное, наносное сметено. Жизнь и смерть, правда и кривда встали лицом к лицу. Описывает поэт и ближний бой, и штыковую атаку: птиц быстрей взлетают клинки (еще и сравнение). Ему удается передать стремительность наступления интонацией, ритмом, лексикой. «Я кричу»: он уже не узнает свой голос, первобытный крик этот пугает его самого. «Я не могу умереть»: словно в бреду, как заклинание, повторяет герой. Это сердце, полное любви, жалости и великих замыслов, нет, не может, просто так исчезнуть под напором вражеского огня. «Золотое сердце России»: и путеводная звезда, и охранная грамота, и маяк, и тихая пристань его жизненного пути сейчас. Лексика приобретает космический размах: молоты громовые, воды гневных морей. В финале наступление завершается Победой с большой буквы. Враг отступил. Сравнение: словно девушку. Эпитеты: дикий, страшный, дымному.
«Наступление» Н. Гумилева стало частью сборника «Колчан».