О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева
Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» полностью автобиографично. Оно основано на реальной трагедии в жизни Тютчева. Будучи женатым человеком, имея детей, поэт увлекся молодой подругой своих дочерей – Е. Денисьевой. Никто не подозревал об этом романе, пока в 1851 г. любовница не родила поэту дочь. Скрывать отношения дальше было уже невозможно. В обществе разразился громкий скандал. Перед Денисьевой закрылись двери приличных домов. Она не смогла отречься от своей любви и продолжала оставаться любовницей Тютчева, став матерью еще двоих детей. Сам поэт разрывался между законной и гражданской семьями. Постоянные переживания и стыд за свое положение быстро состарили Денисьеву и привели к ее ранней смерти. Стих «О, как убийственно мы любим…» Тютчев написал сразу же после открывшейся тайны, в 1851 г.
Вряд ли поэт подозревал, что его произведение станет пророческим, и эпитет «убийственно» воплотится в реальной жизни. По сути, он стал главным виновником смерти своей возлюбленной. Несмотря на то, что в стихотворении явно просматривалась личная история поэта, Тютчев не употребляет местоимения «я». Он обращается к самому себе словно бы со стороны. Вероятно, это связано с тем, что поэт очень резко реагировал на упоминания о его связи и стремился пресечь все разговоры об этом.
Произведение построено на противопоставлении начала отношений и того положения, к которому они привели. Зарождение романа характеризуется «улыбкой уст» и «волшебным взором» главной героини. Счастье и упоение любовью продолжалось недолго и сменилось «горючей влагою» слез. Прошедшее безмятежное время теперь напоминает мимолетный сон, исчезнувший без возврата.
Тютчев обвиняет лирического героя, страсть которого обернулась трагедией для молодой девушки. Общественный позор и презрение стали для нее божественной карой. Естественно, автор тоже испытывает страдания, но они несравнимы с отчаянным положением его любовницы. Людская молва – самый страшный судья, от которого нет спасения и защиты. Поэт понимает, что закономерным результатом стала «злая боль», которая до конца жизни будет преследовать его возлюбленную. Это утверждение можно считать непосредственным личным наблюдением автора. Современники говорили, что после разоблачения характер Денисьевой резко испортился. Милая добродушная девушка стала замкнутой и злобной. Тютчев прекрасно понимал свою вину в этой ужасной перемене.
Последняя строфа стихотворения повторяет первую. Кольцевая композиция подчеркивает замкнутый круг, в котором оказался автор. Разорвать его смогла сама Денисьева, покинув этот мир в 1864 г.
Я считаю в любви по-другому нельзя, или она твоя, а ты её, или у вас одноразово. Очень приятно, что двести лет назад такое же отношение к этому было. Вот это настоящий анализ, а не то, что написали под стихотворением.
Слова прекрасны глубиною
Души коснулись тихонько
Я вспомнил все, увы былое…
Тот вздох .. оброненный легонько..
ставлю большой минус этому произведению так как слишком много учить
видно, у кого-то куриный мозг
Прикольный ответ.
Слишком много)? Это ещё не так много))))
Какая гадость этот ваш Тютчев, фи, графоманил только так да наряду с современниками….ааааааа. Даешь серебряный век!
Митрюша, хватит отвлекаться, ну-ка учи поэтов нашего золотого «серебряного века». А то он тут ругается видите ли.
Очень красивое стихотворение!
Ошибка в написании слова!!!
Какого из?.. Здесь их как минимум несколько…
И что ж от долго мученья
Как пеПЛ…
Сверьте с книгой или другим печатным изданием. Ошибки нет.
Ало тут минимум 4 ошибки. Какой клоун это печатал? Во всех других источниках по другому
Ало вы наверное имеете ввиду такие правки:
2. Как в буйной слепости страстей
12. Горячей влагою своей.
15. Ее волшебны взоры, речи
17. И что ж теперь? И где ж все это?
35. Боль злую, боль ожесточенья,
38. Как в буйной слепости страстей
То хочу заметить, что это ВАРИАНТ, записанный в Сушковской тетради, подготавливался к печати, но НЕ БЫЛ издан. Хотя имеет право на жизнь.
У нас опубликовано, как здесь:
Ф. И. Тютчев. Полное собрание сочинений и писем в шести томах. — М.: Издательский центр «Классика», 2003. — Т. 2. Стихотворения, 1850—1873. — С. 35—36
Для вашего развития, стихотворение опубликовано впервые в журнале «Современник», 1854, том XLIV, с. 37—38. И мы видели этот источник, прочитали стихотворение. Советуем и вам.
В следующий раз, если у вас есть конкретная претензия, озвучьте с источниками, чтобы мы могли знатно отругать «клоуна, который это печатал». Ало закончено.
Думаю «пепл», это что-то между неологизмом и намеренным смещением ударения для лучшего стихосложения, а не ошибка, не помню как называется приём, когда автор отбрасывает окончания слов или гласные, для того, чтобы легче читалось. Это часто можно заметить у писателей серебрянного века
Действительно… Великолепное произведение
Капец. Нам эту громадину на из учить заставили
Это заставляет Ваш мозг работать, и не позволяет Вам деградировать, сударь) … Ну, по крайней мере, замедляет данный прискорбный процесс.
Хочу выучить наизусть
И те миры познать
Без формирования
Без боли……..
Отличное стихотворение.
За душу взяло!
Обожаю этого великого поэта!!!!!!!!!!!!!!
Какая любовь какие страсти
Тютчев — классик. Его поэтический талант подтверждается стихами, вошедшими в сокровищницу русской литературы.
Очень красивое стихотворение!!!
За душу берёт…
Невероятно! Это стихотворение строго отражает нашу жизнь. Оно прям точь в точь…
А главное мы не понимаем, что порой разрушаем то, что могло бы принести нам счастье…И порой, встречая трудности, сдаемся без боя…
О,ЕСЛИ БЫ, ЖИВЫЕ КРЫЛЬЯ ДУШИ ,ПАРЯЩЕЙ НАД ТОЛПОЙ ,ЕЁ СПАСАЛИ ОТ НАСИЛЬЯ БЕССМЕРТНОЙ ПОШЛОСТИ ЛЮДСКОЙ…
Вероника, здорово у Вас получилось… этого реально не хватает в данном стихотворении. Он мог бы её спасти… но не стал. Загнал себя в ловушку, конечно… и её… Бррр.
Эти строчки из другого стихотворения Тютчева: «Чему молилась ты с любовью…»
Мы действительно уничтожаем то, что нам дороже всего…
О, как убийственно мы любим …
да, правда прекрасные слова
Душевное и родное стихотворение! Просто изумительно…
Классика…Замечательное стихотворение!
Действительно!Как убийственно мы любим… Отличный стих!
Для каждого любовь случаеться по разному, и Тютчев видит ее так, как с ним произошло. Всем желанной любви!
Обычно на женщину возлагают вину за то, что не сохранила прежнее очарование. Но как же прав Тютчев.