Смири гордыню — то есть гордым будь.
Штандарт — он и в чехле не полиняет.
Не плачься, что тебя не понимают, —
поймёт когда-нибудь хоть кто-нибудь.
Не самоутверждайся. Пропадёт,
подточенный тщеславием, твой гений,
и жажда мелких самоутверждений
лишь к саморазрушенью приведёт.
У славы и опалы есть одна
опасность — самолюбие щекочут.
Ты ордена не восприми как почесть,
не восприми плевки как ордена.
Не ожидай подачек добрых дядь
и, вытравляя жадность, как заразу,
не рвись урвать. Кто хочет всё и сразу,
тот беден тем, что не умеет ждать.
Пусть даже ни двора и ни кола,
не возвышайся тем, что ты унижен.
Будь при деньгах свободен, словно нищий,
не будь без денег нищим никогда!
Завидовать? Что может быть пошлей!
Успех другого не сочти обидой.
Уму чужому втайне не завидуй,
чужую глупость втайне пожалей.
Не оскорбляйся мнением любым
в застолье, на суде неумолимом.
Не добивайся счастья быть любимым, —
умей любить, когда ты нелюбим.
Не превращай талант в козырный туз.
Не козыри — ни честность ни отвага.
Кто щедростью кичится — скрытый скряга,
кто смелостью кичится — скрытый трус.
Не возгордись ни тем, что ты борец,
ни тем, что ты в борьбе посередине,
и даже тем, что ты смирил гордыню,
не возгордись — тогда тебе конец.
Анализ стихотворения «Не возгордись» Евтушенко
Произведение «Не возгордись» Евгения Александровича Евтушенко – своеобразное кредо поэта, которым он делится с читателями.
Стихотворение написано в 1970 году. Поэту в эту пору исполнилось 38 лет, он не так давно совершил поездку по странам Латинской Америки, успел выразить протест в связи с событиями в Чехословакии, вместе с супругой Г. Сокол-Лукониной усыновил мальчика Петю. Как и прежде, поэт охотно участвует в различных экспедициях (например, в маршруте по реке Витим, по озеру Байкал). В жанровом отношении – философская лирика, разговор с читателем по душам. Стихи ямбические, рифмовка опоясывающая, 9 строф. Чеканный ритм, требовательная интонация. В первом четверостишии поэт ставит вопрос ребром: смири гордыню. В победе над ней – ключ к самоуважению, признанию. Принципиальность, чувство собственного достоинства – знамя («штандарт»), которым не стоит размахивать попусту. Обращается поэт к собеседнику чередой отрицаний в повелительном наклонении: не плачься, не восприми, не превращай, не рвись. Веско, по-мужски, он обещает: когда-нибудь поймет хоть кто-нибудь. Еще встретится родственная душа, единомышленники, соратники. Во 2 строфе автор утверждает, что тщеславие – гибель любого таланта. Теряя меру, становясь смешным, человек в итоге сам себя разрушит. Вереница ярких противопоставлений: ордена и плевки, деньги и нищета, слава и опала. Энергичная звукопись: не рвись урвать. Жадность обесценивает самые добрые намерения. А унижение следует принимать без озлобления, философски. Затем поэт перечисляет иные болевые точки: зависть к чужому успеху, уму. Чрезмерная чувствительность, обидчивость, мнительность всегда служат плохую службу. Наконец, увлекшись, поэт призывает к еще большим подвигам: умей любить, когда ты нелюбим. Все лучшие качества должны проявляться втайне, не напоказ. Борьба и взвешенный отказ от нее – также не повод для гордости. В финале поэт предупреждает о последней ловушке для слабой человеческой натуры: все та же гидра гордости, уверяющая, что человек ее победил. В стихах множество перечислительных градаций, лексических повторов, есть и анжамбеманы (переносы), например, в 3 строфе. Идиома: щекочут самолюбие, ни двора и ни кола. Сравнение: словно нищий. Эпитеты: чужую, мелких, неумолимом. Лексика просторечная, есть и возвышенная.
Борьба с главным бичом любого счастья – гордостью – тема стихотворения Е. Евтушенко «Не возгордись».
Я не знаю, кто допустил эту ложь, которая присутствует в начале стихотворения, ибо в подлиннике написано: «Смири гордыню и смиренным будь»! а не гордым. Но я знаю причину: ложное чувство собственного достоинства, не имеющее ничего общего с христианством, а как известно Евтушенко верил в Бога, и ему было известно такое слово, как смирение, которое атеисты не могут выносить, даже дошли до того, что переврали бессмертное творение гения. Как человек верующий, я знаю, что это сделал дьявол, который ненавидит это стихотворение, которое учит народ смирению, а не чувству собственного достоинства, которое по сути и есть гордыня, против которой выступает автор стихотворения.
Здравствуйте! Не встречали такого варианта.
Публикуется по книгам и журналам, изданными при жизни автора.