Устремляя наши очи
На бледнеющий восток,
Дети скорби, дети ночи,
Ждем, придет ли наш пророк.
Мы неведомое чуем,
И, с надеждою в сердцах,
Умирая, мы тоскуем
О несозданных мирах.
Дерзновенны наши речи,
Но на смерть осуждены
Слишком ранние предтечи
Слишком медленной весны.
Погребенных воскресенье
И среди глубокой тьмы
Петуха ночное пенье,
Холод утра — это мы.
Мы — над бездною ступени,
Дети мрака, солнце ждем:
Свет увидим — и, как тени,
Мы в лучах его умрем.
Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского
«Дети ночи» Мережковского, жаждущие стать богами, бессмертными, творцами, живут в оскорбляющей их реальности, и умирают, не дождавшись чудес.
Произведение включено в сборник 1896 года под нехитрым названием «Новые стихотворения». Автор его признанный символист, теоретик направления. Он женат на поэтессе Зинаиде Гиппиус. Дом его полон деятелями Серебряного века русской культуры. А вот карман часто пуст.
По жанру – философская лирика. Настроение стиха пораженческое, упадническое. Лексика возвышенная, местами устаревшая. Название говорит само за себя: их мать ночь, а не женщина. Лирический герой – сам автор. Говорит он от имени целого поколения рубежа веков, «детей ночи». Безвольные, неприспособленные и к обычной жизни, и к воображаемой. Сами не знают, чего хотят. И смолоду перегорают. И все-таки упрямо чувствуют близость нового мира, эпохи. Как ни странно, он действительно был близок, тот самый 1917 год, в «лучах» которого умерла старая Россия (символизм умер еще раньше), а после и они сами, изгнанники.
«Наш пророк»: отвергнув все религии, философии, традиции, они ждут пророка от искусства. «О несозданных мирах»: простые смертные, «дети скорби» заняты ловлей теней в собственной душе и мире, чтобы выразить их в искусстве. Но это жалкие постройки, фантазии, карточные домики. «Дерзновенны наши речи»: речи, а не дела. «Нарушаем все законы»: «детям мрака» не писан ни закон Божий, ни закон человеческий. В этом они видят свободу. «Погребенных воскресенье»: отсылка к христианству и Пасхе. «Мы посмешище людей»: и впрямь, когда символизм выродился, то стал смешон. «Искра потухших алтарей»: имеется в виду язычество. У символистов и их адептов был велик интерес к забытым и запретным культам. «Мы ступени»: по их головам должен прийти тот самый пророк. «Мы в лучах его умрем»: герой признает, что «дети» – поколение изгоев, проклятых. Им нет места и в мире их мечты. Выразительные средства стиха: эпитеты (дети ночи, скорби, мрака, медленной весны, новой красоты, глубокой тьмы). Сравнение: как тени. Звукопись. Повторы. Перечисления. Антитеза. Метафоричность.
кто-то в курсе почему это стихотворение есть в двух вариантах, в представленном и во втором, вот с таким куском:
Наши гимны — наши стоны;
Мы для новой красоты
Нарушаем все законы,
Преступаем все черты.
Мы — соблазн неутоленных,
Мы — посмешище людей,
Искра в пепле оскорбленных
И потухших алтарей.
Кринж