Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
Анализ стихотворения «Еще дуют холодные ветры» Пушкина
А. С. Пушкин в своих стихах учит чувствовать вкус и запах поэзии природы, поэзии родного русского народа. В его произведениях описано множество картин природы, и все они восхитительны, все прекрасны, все волнуют душу. Проанализируем одно из его творений — «Еще дуют холодные ветры».
История создания, какое место занимает стихотворение в творчестве
В конце 20х годов 19 века А. С. Пушкин писал стихи в народном ключе, народные по содержанию и стилистике. Ему все дороже становилась народное творчество. Именно в народности он видел основу свободного поэтического вдохновения, так как на пороге своего тридцатилетия ему стала противна столичная суета, и поэт искал уединения. В этом стихотворении Пушкин еще отрабатывал форму народного стиха, синтезируя народное и реалистичное.
Написано стихотворение было в 1828 году, но при жизни поэта его так и не опубликовали.
Жанр, тема, идея, основной мотив стихотворения
- Жанр — лирическая поэзия.
- Тема стихотворения — изображение величества природы, ее вечности и цикличности.
- Идея — показать красоту природы, переход от зимы к весне. С пробуждением природы после зимы пробуждается и духовность человека.
- Основной мотив — фольклорное настроение.
Художественные средства, эмоциональная окраска
«Еще дуют холодные ветры» относится к фольклорной поэзии. Для передачи фольклорного настроения автор использовал:
- Бытовую повседневную лексику, употребляемую в народной речи. Например, краткие прилагательные в роли определения: утренни морозы, черемуха душиста.
- Слова с уменьшительно-ласкательным значением (листочки).
- Эпитеты, которые сливаются с основным словом (красная весна).
- Строфы начинал в стиле народных баллад.
В произведении использованы разные приемы, для того чтобы читатель задумывался о каждом слове, а не прочитывал стихотворение скороговоркой:
- инверсия — разбивка эпитетов существительным (чудное царство восковое);
- обычный и обратный порядок слов (черемуха душиста);
- повторы (скоро ли — скоро ль).
В таком коротком стихотворении поэт очень ярко и гармонично смог передать наступление весны. Прочитывая или прослушивая стих, читатель ощущает обилие и теплоту свежего весеннего воздуха. Этому способствуют ударные гласные а, о, у. Передают стремительный приход нового времени года и глаголы, которые употребляются в каждой строфе.
Композиция стихотворения
- Размер — трехстопный анапест.
- Стопа — трехсложная с ударением на 3-ем слоге.
- Строки — четырнадцатистишие.
Рифмы:
- ветры-
- морозы-
- весенних-
- цветочки-
Рифмовка — ABCD EFEG ABCB DBA
На протяжении почти 2х веков стихотворение пробуждает добрые чувства в человеке. Побуждает быть к природе внимательней, ведь человек и природа — единое целое.
Это белый стих мне понравился !
Свежестью весны повеяло от него ..Алексей Баталов 4 . Дом Поэта .
Я создал свою версию этого произведения .
Ещё поток ветров холодных
Наносит утренний мороз ,
Но на проталинах весенних
Уже цветочки ранних грёз .
И будто бы из царства воска
Из соты с запахом медов
Внезапно вылетела пчёлка
От летаргических оков .
Поведать скоро ли весна
Придёт , как гостья дорогая
И так же будет ли красна
Её улыбка молодая .
Когда луга позеленеют ,
Когда покроются листвой
Деревья , что зимою дремлют
Под песни вьюги снеговой .
И будет ли цвести душисто
Опять черёмуха весной .