Кто ты, призрак, гость прекрасный?
К нам откуда прилетал?
Безответно и безгласно
Для чего от нас пропал?
Где ты? Где твое селенье?
Что с тобой? Куда исчез?
И зачем твое явленье
В поднебесную с небес?
Не Надежда ль ты младая,
Приходящая порой
Из неведомого края
Под волшебной пеленой?
Как она, неумолимо
Радость милую на час
Показал ты, с нею мимо
Пролетел и бросил нас.
Не Любовь ли нам собою
Тайно ты изобразил?..
Дни любви, когда одною
Мир для нас прекрасен был,
Ах! тогда сквозь покрывало
Неземным казался он…
Снят покров; любви не стало;
Жизнь пуста, и счастье — сон.
Не волшебница ли Дума
Здесь в тебе явилась нам?
Удаленная от шума
И мечтательно к устам
Приложивши перст, приходит
К нам, как ты, она порой
И в минувшее уводит
Нас безмолвно за собой.
Иль в тебе сама святая
Здесь Поэзия была?..
К нам, как ты, она из рая
Два покрова принесла:
Для небес лазурно-ясный,
Чистый, белый для земли;
С ней все близкое прекрасно,
Все знакомо, что вдали.
Иль Предчувствие сходило
К нам во образе твоем
И понятно говорило
О небесном, о святом?
Часто в жизни так бывало:
Кто-то светлый к нам летит,
Подымает покрывало
И в далекое манит.
Анализ стихотворения «Таинственный посетитель» Жуковского
Василий Андреевич Жуковский славится своей искрящейся романтической поэзией. Стихотворение «Таинственный посетитель» — наглядный пример творчества поэта середины 1820-х годов.
Стихотворение создано 1824 году. Его автору исполнился 41 год, он близок к императорскому Двору, много путешествует, но пишет реже, чем когда-то. Причин тому много: личные неприятности и невзгоды его близких друзей. По жанру – философская лирика, по размеру – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой, 6 строф. Лирический герой – сам поэт, вопрошающий «таинственного гостя». Он атакует его тысячей вопросов: кто ты? Где ты? Куда исчез? Какого же призрака В. Жуковский имеет в виду? Должно быть, здесь аллегорически представлены и вдохновение, и Муза, и типично античные гении мест. Вообще, произведение проникнуто эстетикой Древнего Мира – такой, какой ее воображали себе поэты XIX века. Святая Поэзия, Предчувствие, Любовь, Дума, Надежда – вот имена того «светлого», кто слетает к людям, «подымает покрывало», «и в далекое манит». Эти метафорические фигуры олицетворены, поэт уверен, каждого человека, хотя бы раз в жизни, посещают такие «посетители».
Эпитеты самые возвышенные: лазурно-ясный, неземной, волшебной, неведомого, мечтательно. В середине стихотворения звучит горестная нота: радость показал и бросил нас; жизнь пуста, и счастье – сон. Что ж, действительно, в прошлом поэта погребена печальная тайна неразделенной любви, множество потерянных напрасно лет, череда неоправдавшихся надежд. Горше всего то, что его избранница Мария Протасова, в конце концов, призналась, что полудетское чувство прошло, она выходит замуж за другого. Олицетворения: надежда младая, приложивши перст к устам, поэзия принесла, предчувствие говорило. Все знакомо, что вдали: здесь поэт признается, что посвящал время мечтам больше, чем следовало. Он оказался совершенно не готов к прозе жизни. Интонация стихотворения патетическая, в русле традиционного немецкого романтизма. Стиль летящий, светлый, и, несмотря на грусть, без мрачного философствования и озлобления. Он по-прежнему приветствует жизнь, благодарит ее за подарки, за горестные уроки, сделавшие его мудрее, научившие его терпению, умению ценить лучшие человеческие качества.
В своем «Таинственном посетителе» В. Жуковский соединяет классическую простоту формы с философскими размышлениями об ударах судьбы, сопровождающих путь каждого человека, о редких проблесках радости, покоя, мира.