Увлеченный историей древнего мира, поэт Валерий Брюсов создает стихотворение «Ассаргадон».
Сонет написан в декабре 1897 года. Поэту 24 года, он уже издал два сборника стихов и заявил себя вождем русского символизма. В литературных кругах он водит дружбу с Бальмонтом и Буниным. Как позднее футуристы, тоже хочет сбросить классику «с парохода современности». Хотя сам известный книголюб. Он студент историко-филологического факультета университета в Москве, и женат на Иоанне Рунт. По жанру – гимн герою истории. Стих состоит из 4 строф с перекрестной и смежной рифмовкой. Лирический герой – царь Ассаргадон. Композиция стиха кольцевая, первая строка перекликается с финальной.
Настроение стиха надменное, властное, самолюбивое. Лексика стиха возвышенная. Поэт вкладывает в него свои мысли и чувства. Из «Ассирийской надписи» следует, что царь считает себя владыкой мира. Ему нет равных. Все герои и тираны перед ним дети и тени. Он не ценит человеческую жизнь. Мир и человечество у его ног. Он мнит себя богом. Из истории известно, что Ассаргадон вел успешные войны и покорял народы. Однако до старости не дожил. Его сыновья-наследники враждовали между собой. Против него плелись заговоры. А умер он, как обыкновенный смертный, во время похода в Египет. Более того, уже в правление его сына Ассирия постепенно стала слабеть.
Он дошел «до дна земной славы». И «один», одинок. Царь уверен: никогда не будет такого, как он. А вот небесная слава ему недоступна. К примеру, в Библии таким тиранам предрекается гибель. Захватчик, он грозит «горем» другим царям. В той же Библии «горе» угрожает как раз таким, как он сам: сильным, безжалостным, ненасытным, гордым. Среди выразительных средств в стихе есть монолог царя, анафора (я вождь), рефрен (первая и последняя строчка), несколько риторических восклицаний и вопросов, повторы, перечисления. Поэт описывает факты из биографии героя. Топонимы (названия мест): Сидон, Египет, Элам. Антропоним (имя): Ассаргадон. Сравнения: как тень, как забава, как закон. Обращения: земная слава. Обилие местоимения «я». Метафора: читал судьбу в взоре. Фразеологизм: на костях. Эпитеты: безумном сне, мощный трон.
В стихотворении «Ассаргадон» автор поднимает вечные темы славы, власти, гуманности, смысла жизни, предназначения.