Сопоставительный анализ поэтических произведений Н.С. Гумилёв «Война» и М.И. Цветаева «Белое солнце и низкие, низкие тучи…»
Война – это противоестественное для человека состояние. Это разрушение всех основ бытия, это ужас, кровь, слёзы, смерть. Отношение к войне может быть только однозначное: негативное. Так, во всяком случае думаешь, читая стихотворение М. Цветаевой. Стихотворение Н. Гумилёва вызывает некоторое недоумение («…светло и свято дело величавое войны»). Тема одна, интерпретация разная. Что же, кроме темы, объединяет эти стихотворения?
Во-первых, и Цветаева, и Гумилёв знают о первой мировой войне не понаслышке. Н. Гумилёв добровольцем ушёл на фронт, мужественно и храбро сражался, был награждён двумя Георгиевскими крестами. Цветаева – очевидец событий, вместе с народом пережившая всю горечь военного лихолетья. Стихи Цветаевой и Гумилёва были опубликованы в их лучших сборниках тех лет: «Вёрсты» и «Колчан».
Во-вторых, схожи в чём-то и авторские позиции: Цветаева, как истинный патриот, войну не приняла, Гумилёв тоже пишет о войне с позиций гражданина. На этом сходство заканчивается. В чём различие?
Во-первых, в изображении войны. У Цветаевой война – это «погост», «солдаты вразброд», «перекладины в человеческий рост», «жалобный, жалостный вой». У Гумилёва – «тявкает пулемёт», «жужжат шрапнели», «ура», «плечи воинов», «подвиг». Война у Цветаевой – ужас, кровь, насилие, потрясение, боль за человека. Выхваченные из жизни как будто случайные детали бьют по нервам, у войны Цветаевой страшный облик. Гумилёв – эстет, романтик, фрондёр (во время боя – впереди, вино на бруствере, стоя во весь рост). Он с восторгом принял войну, т.к. для него она азарт, стихия, вихрь. У него она выглядит как предмет эстетического любования, он как будто наблюдает всё происходящее со стороны. Война – стихия риска и приключений (тенденция ранних экзотических стихов об Африке: приключения, опасности, преграды, стремление идти напролом, до конца). Да, свистят пули, разрываются шрапнели, строчит пулемёт, идут в бой солдаты, умирают, но нет трагического мироощущения в отличие от Цветаевой: «пулемёт тявкает» (как маленькая собачонка, которой никто не боится), «жужжат шрапнели, словно пчёлы» (жужжание пчёл не пугает: труженицы собирают мёд), эпитет «ярко-красный» не производит впечатление чего-то страшного, т.к. употреблён со сладким словом «мёд». За воинами – серафимы, крылатые ангелы, защитники. Воины напоминают сельских тружеников, «сеющих», «жнущих», очень похожих на былинного Микулу Селяниновича, степенного, могучего, готового в трудную минуту встать на защиту Родины. Правда, «жнут» и «сеют» гумилёвские воины «на полях, омоченных в крови», поэтому и идут медленно и тяжело (война – нелёгкий труд), и автор просит Господа благословить их святое дело – это «подвиг» отдать жизнь за Родину и исполнить свой долг. За воинов молятся, ставят свечки, автор готов разделить с ними их высокую судьбу: и час победы («царский час»), и час смерти («поверженному» — «братский поцелуй»).
Итак, война у Гумилёва менее трагичная, горькая, она более мирная («мирное селенье в самое благостное из вечеров»), овеянная дымкой романтики, подвига, победы, это святое дело, ради которого можно и жизнью пожертвовать.
Такое восприятие войны определило и интонацию стихотворений. У Цветаевой стихотворение напоминает плач, рыдание. Отсюда – удлинённые строки, пятистопный дактиль «утяжеляет» строку, делает её трудной в произношении, как будто автору, потрясённому увиденным, с трудом удаётся произнести слова, рисующие страшные картины: вереницу повешенных, солдатские песни, похожие на «жалобный, каторжный вой», которому вторит «вой» поезда, увозящего солдат на бойню. Заглушая страх и ужас перед надвигающимися событиями, солдаты поют «о чернобровых красавицах», к которым вернутся не все.
Жуткую атмосферу происходящего создаёт и приём контраста: «белое солнце» (мутное, как сквозь слёзы глядишь на что-то) – «низкие» (т.е. тёмные) тучи (символ надвигающейся беды); «белая стена» (саван, мотив смерти) – погост (явно чёрный, безрадостный, итог войны); белая соль (жгучие слёзы баб и девок) – чёрный ломоть (горечь), который жевать осиротевшим бабам всю оставшуюся жизнь.
Повторы в третьем четверостишии «завыл», «завыли» (так воют по покойнику) подчёркивают мысль о страшном конце тех, у кого будет простреляна грудь. («И для чего стольким…?») интонация плача подчеркивается и обращениями: «Господи!», «О Господи Боже ты мой!» последнее обращение – горькое междометие, отчаянный крик, вырвавшийся из души провожающих, как вопль вслед поезду, который скрылся из глаз, оставив пыльный след.
Интонация стихотворения Гумилёва иная. Она приподнятая, несколько торжественная: воины идут совершить подвиг во имя высокого дела – «величавого дела войны». Эпитет «величавый не только уточняет и конкретизирует значение слова «дела», но и переводит событие реального плана в надреальный , романтический, идеальный, поэтому дело войны «светло и свято» — здесь опять звучит мысль автора о том, что подвиг во имя Родины – священный долг воина, поэтому их «ура» похоже на красивую мирную песню, благостную, умиротворённую, песню людей, делающих трудную, но нужную работу («сеют», «жнут» — очищают поле, в метафорическом смысле – очищают жизнь, Родину от врагов. В финале, как и у Цветаевой, тоже возникает образ Господа, но к нему автор обращается за другой помощью: благословить и поддержать воинов, дать силы в бою.
Лирический герой Гумилёва – воин, нарисованный в гуще событий, делающий то, что предназначено судьбой. У Цветаевой – солдат, понимающий, что война – это смерть. Он идёт на войну с ощущением ужаса, с предчувствием предстоящей гибели.
Таким образом, мы видим, что лексические ряды в стихах одинаковые: у Цветаевой: солдаты – вой – Господь; у Гумилёва: воины – песня – Господь, но значение в них поэты вкладывают разное.
Цветовая гамма стихов тоже разная. У Цветаевой она белая – цвет смерти, чёрная, серая – цвет слёз, горя, плача. У Гумилёва – ярко-красная – цвет крови, жёлтая (свечки), золотистая – цвет солнца, надежды, любви, памяти (солнце – символ жизни – не погаснет) о погибших во имя жизни.
Исходя из сказанного можно так определить идею стихотворения Гумилёва: война – дело великое и святое, долг воина – идти на войну и защищать Родину. У Цветаевой идея другая: война – это смерть, это беда, горе. Она противоестественна.