Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.
Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.
Вышел парень, поклонился кучерявой головой:
«Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой»
Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.
Душегубкою-змеею развилась ее коса.
«Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,
Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».
Не заутренние звоны, а венчальный переклик,
Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.
Не кукушки загрустили — плачет Танина родня,
На виске у Тани рана от лихого кистеня.
Алым венчиком кровинки запеклися на челе,-
Хороша была Танюша, краше не было в селе.
Анализ стихотворения «Хороша была Танюша, краше не было в селе» Есенина
Юный Сергей Александрович Есенин живо интересовался устным народным творчеством. Произведение «Хороша была Танюша» — подражание народной песне.
Стихотворение написано в 1911 году. Его автору исполнилось 16 лет, он последний год учится в школе, планирует стать знаменитым поэтом, осторожно разузнает – как бы устроиться в Москве, не имея там друзей. По жанру – стилизация под народную песню, по размеру – хорей со смежной рифмовкой, 4 строфы. Практически все рифмы открытые, кроме одной (переклик-лик). Это также придает стихотворению напевности. Композиция кольцевая: финал возвращается к началу одним и тем же рефреном. Лирический герой – рассказчик. Он не свидетель, передает историю так, как узнал от людей. Сюжет ее, в сущности, вневременной. «Лихой кистень» (холодное оружие ударного типа) использовался и в старину, и во времена юности поэта. Повествование драматично, даже с детективным элементом. Получается, что убийца не был найден. Хотя автор на него недвусмысленно указывает. Итак, сельская красавица, уже мечтавшая о счастье с любимым человеком, идет на очередное свидание «за плетнями». Ее парень с «кучерявой головой», видимо, тоже не промах, завидный жених.
«Ты прощай ли, моя радость, я женюся»: и в его поклоне, и в построении фразы чувствуется, что решение он принял не совсем добровольно. Скорее всего, его уговорили родители, возможно, прельстился богатым приданым. Между тем, с Танюшей он порывает, не желая вызывать кривотолков. Парень показывает себя малодушным. Обращение «парень синеглазый» — отсылка к глазам самого шестнадцатилетнего автора истории. Не из гордости, а от отчаяния произносит героиня роковые слова: за другого выхожу. Она умышленно вызвала его гнев: пусть убьет, ей все равно не жить. Не ожидавший такого поворота событий, герой в приступе ревнивой ярости, не помня себя, бьет девушку кистенем в висок. Она явно ошиблась с выбором суженого: третий раз он малодушествует, когда бросает ее «у оврага». Крадучись, возвращается домой. Наутро «скачет свадьба на телегах». В самом деле, не отменять же свадьбу, если кто-то убил девушку в их селе? «Верховые прячут лик»: многие догадываются, кто виновен. Поэт подробно останавливается на описании раны: алым венчиком кровинки. Этот венчик – и погребальный, и свадебный… Лексика просторечная. Олицетворения: кукушки загрустили, месяц водит игру. Повтор: краше не было. Сравнения: словно саван, как роса, душегубкою-змеею. Усеченные формы глаголов: женюся, запеклися.
Ранняя лирика С. Есенина сильна фольклорной темой. В стихотворении «Хороша была Танюша» он разрабатывает классическую тему несчастной любви.
«Месяц в облачном тумане водит с тучами игру»- по творчеству Есенина я очень ясно вижу, что талант- дар свыше. Как человек может так образно и изящно описывать мир? В его стихах как будто звучит музыка- воздушная, грациозная, что-то легко касается души, будто гладит. «Кровью чувств ласкать чужие души»- Есенин очень точно выразил свой дар. Хотя и «карябать» тоже удавалось ему не хуже, например в поэме «Кобыльи корабли» о жизни во время гражданской войны.