Самуил Маршак — Кот и лодыри: Стих

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.

Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

Анализ стихотворения «Кот и лодыри» Маршака

Творчество талантливого поэта Самуила Маршака часто затрагивает тему детства: отношения ребенка со взрослыми и в коллективе, его любознательность и интерес к окружающему миру. В стихотворении «Кот и лодыри» автор поучает подрастающее поколение в игровой форме, на контрасте желания кота обучаться грамоте и невежественному отношению ребят.

Автор и название литературного произведения

Маршак Самуил Яковлевич, «Кот и лодыри»

Исторические факты и предпосылки создания

Создано произведение в 1933 году, оно входит в состав цикла «Стихов, написанных…для того, чтобы дразнить школьников, …опаздывают на уроки…портят парты, гоняют лодыря…»

Именно сатирическая подача элементарных жизненных ситуаций позволяла ребенку сделать собственный вывод и сформировать мораль.

Тема, идея, основная мысль

Темой стихотворения выступает беседа ребят, игнорирующих учебу и проводящих время в свое удовольствие, с котом, проявляющий искреннюю заинтересованность в образовании, не имея возможность обучаться.

Идейная нагрузка в этом диалоге имеет весьма мрачный окрас, автор не дает оценочную характеристику персонажам произведения, однако это не мешает подчеркивать наплевательское отношение к учебе подрастающего поколения, мол, даже кот понимает значимость образования, а человек готов игнорировать образование в угоду собственных желаний.

Позиция автора призывает ценить приобретенный багаж знаний, именно этот «капитал» сможет помочь избавиться от трудностей, которые грозят безграмотному человеку.

Средства художественного наполнения

Поэт сочетает литературную и разговорную речи, придает экспрессивную окраску произведению такими словами, как «лодырь», «без грамоты пропадешь»

Композиция произведения

Стихотворение предполагает зародить у читателя внутренний диалог, в котором он должен проанализировать свое поведение, свои принципы, свой выбор: «А я тоже лентяй? Хочу ли я быть невеждой?»

В целом эмоциональный окрас нельзя назвать печальным, диалог между героями имеет описательный характер, повествование об их позициях.

В рассуждениях такого формата читатель является молчаливым наблюдателем, которому предстоит прислушаться к голосу совести.

Размер, рифма

Стихотворение разбито на строфы, рифма перекрестная, написано анапестом

Поэтическая лексика

Автор использует олицетворение: кот, ведущий беседу с прогульщиками, и параллелизм: животное, которое придает значение образованию, и ученики, игнорирующие школьные занятия.

Активно использованы метафоричные приемы: коту словно жизненно необходимо уметь читать и считать, «…номера не прочесть!»

Используемые стилистические фигуры

Противопоставление ценностей героев у автора выходит на первый план.

Используются инверсии: «не пишем грифелем на доске…» и эпитеты, например, «…коту усатому…», «…и красив…с умен».

Интересный прием поэта – насмешка над ребятами: «Много знал …лодырей…с такими встретился в первый раз»

Поэтическая фонетика в произведении

Для гармоничного построения стихотворения автор использует приемы аллитерации и ассонанса: «доске-катке», «поесть-прочесть», «кот-год»

Образ героя, эмоционал, авторское «Я»

Автор описывает диалог главных героев со стороны, не вступая в диалог, не дает прямую оценку поведению и выбору героев. Между собой ребята и кот противопоставлены, но автор не занимает никакую из сторон.

Литературное направление

Реализм, сатирическое произведение

Жанр

Эпиграмма

Поучительные и ненавязчивые советы подрастающему поколению – характерная особенность талантливого писателя Маршака. Через короткие сатирические стихотворения автор пытается вложить в головы детей правильные принципы, которые должны определить их успех в долгосрочной перспективе.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (90 оценок, среднее: 4,43 из 5)
Категории стихотворения "Самуил Маршак — Кот и лодыри":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению: 11

  1. били милиган

    круто больше таких стихов

  2. Аноним

    Как хорошо

  3. даша

    мне не понравился стих он слишком длинный

  4. Анатоль

    Милое поучительное стихотворение. Знал бы тот кот, что как раз такие подросшие лодыри-то и правят этим миром((

  5. Игорь

    Очень забавное и в тоже время поучительное стихотворение и мне кажется оно может быть актуальным и спустя лет 100 :)

  6. Марина

    Поучительный стих. Очень хороший пример, что бы объяснить ребенку разницу между трудом и ленью, образованием и глупостью.

  7. Анна

    Отличное стихотворение прочитать и за 1 минуту можно

  8. маргарита

    стих длинный но можно быстро выучить мне нравится

  9. Аноним

    мне нравится,я всегда любила стихи Маршака!

  10. влада

    круто

  11. ефим

    очень хорошее стихотворение

Добавить комментарий

Читать стих поэта Самуил Маршак — Кот и лодыри на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.