Пускай холодною землею
Засыпан я,
О друг! всегда, везде с тобою
Душа моя.
Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья
Я не забыл.
Без страха в час последней муки
Покинув свет,
Отрады ждал я от разлуки —
Разлуки нет.
Я видел прелесть бестелесных
И тосковал,
Что образ твой в чертах небесных
Не узнавал.
Что мне сиянье божьей власти
И рай святой?
Я перенес земные страсти
Туда с собой.
Ласкаю я мечту родную
Везде одну;
Желаю, плачу и ревную
Как в старину.
Коснется ль чуждое дыханье
Твоих ланит,
Моя душа в немом страданье
Вся задрожит.
Случится ль, шепчешь, засыпая,
Ты о другом,
Твои слова текут, пылая,
По мне огнем.
Ты не должна любить другого,
Нет, не должна,
Ты мертвецу святыней слова
Обручена;
Увы, твой страх, твои моленья —
К чему оне?
Ты знаешь, мира и забвенья
Не надо мне!
Анализ стихотворения «Любовь мертвеца» Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов всегда интересовался фантастическими сюжетами в литературе. Одним из примеров лирики подобного рода стало стихотворение «Любовь мертвеца».
Стихотворение написано в 1841 году, его автору исполнилось 27 лет, и это последний год жизни поэта. Опубликовано оно было уже после его смерти. Эти стихи навеяны «Влюбленным мертвецом» А. Карра, которого он мог прочесть в альбоме одной своей знакомой. От чужого произведения осталась только канва, романтический дух и лирическая трактовка образов были переосмыслены в более жестком и мрачном ключе. По жанру — любовная лирика, по размеру — ямб с перекрестной рифмой, 5 строф, рифмы открытые и закрытые. Лирический герой — беспокойный покойник. Собственно, столь же сильный оксюморон содержится и в самом названии стихотворения. Интонация почти агрессивная, напористая. Мертвец сентиментально зовет девушку «другом», себя «жильцом могил», однако уверяет, что это ничего не меняет: всегда, везде с тобою душа моя. Безусловно, этот человек находится в аду. Собственно, поэтому он «не забыл» земные страсти. Не сумев их побороть на земле, он унес их с собой в могилу. «Без страха в час последней муки» и ожидание «отрады от разлуки» свидетельствуют, что с его историей любви было не все гладко. Возможно, она была безответной. Или же девушка со временем отдалилась от него. Эти же строки наводят на мысль, что он мог покончить с собой. Впрочем, в заключительной строфе мертвец утверждает, что девушка дала ему слово.
В любом случае, перенести свои страсти «в рай святой» попросту невозможно: в рай не входит ничего нечистого. Дерзкое заявление «что мне сиянье Божьей власти» — знак отверженности героя. Скорее всего, еще при жизни он отличался непомерной гордостью. С едва сдерживаемым бешенством следит он за жизнью своей избранницы. Похоже, что прошло достаточно времени со дня смерти этой гордой души. Девушка общается в кругу друзей, успела она и влюбиться. Однако она чувствует потустороннее присутствие рядом с собой, порой страх сжимает ей сердце, а являющийся во сне мертвец побуждает утром усиливать молитвы об упокоении этого несчастного человека. Заканчивается стихотворение прямой угрозой: мира и забвенья не надо мне!
Последний год жизни М. Лермонтова был очень насыщенным, множество планов собирался он осуществить, и первый из них — выход в отставку, издание собственного журнала. В марте он пишет «Любовь мертвеца», а в апреле едет в полк, откуда уже не вернется.
Какие строки! Лермонтов, Блок, Есенин, Пушкин — мои самые любимые поэты. Память. Хвала. И Слава.
Все поэты — гениальны по своему! Советую прочитать стихотворения этих поэтов! Гениально!
Ну и будет о чем поговорить,обсуждение стихотворения — очень интересное занятие.!!!)))
Очень трогательное произведение!!! Молодец Лермонтов! Ты здорово пишешь!!!!!!!
Хороший стишок
Как вы сказали? Стишок? Да как вы смеете называть это стишком это не стишок это стихотворение прекрасного автора они душевны…Правдивы и прекрасны…А вы назвали это стишком…
Именно это стихотворение, заставило меня поменять свою точку зрения на счёт — Лермонтова.
Очень сильное стихотворение!
Похоронив мужа в 1977 году -вот уже 37 лет я читаю это стихотворение и сердце рвется на части все больнее и больнее…