Михаил Лермонтов — Смерть поэта: Стих

Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видел злодеи в ней пример.

Погиб поэт!- невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?… издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
_____________________

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова

Стихотворение «Смерть поэта» было написано Лермонтовым спустя несколько часов после первого известия о смертельном ранении Пушкина на дуэли. Оно очень быстро распространилось в обществе. В творческих кругах произведение вызвало бурю сочувственных откликов, в высшем свете – яростное негодование. В ответ Лермонтов пишет вторую часть («А вы, надменные потомки…»), обращаясь напрямую к тем, кого он считает виновными в смерти поэта. Это продолжение было невероятно дерзким и смелым поступком. Оно было расценено императором как прямое воззвание к революции. Незамедлительно последовала ссылка Лермонтова на Кавказ.

Стихотворение «Смерть поэта» стало переломным этапом в творчестве Лермонтова. Его потрясла нелепая и трагическая гибель человека, которого он считал своим учителем и наставником. За убийством на дуэли скрываются тайные причины. Лермонтов развивает тему противостояния поэта и толпы. Только на этот раз в образе толпы он усматривает не рядовую чернь, а высшее общество. Известно, с каким пренебрежением относились к великому таланту Пушкина сам император и его окружение. Поэт постоянно подвергался насмешкам и унижениям. Человек, значение которого для русской литературы трудно переоценить, был намеренно вовлечен в грязную сплетню.

Лермонтов с презрением описывает убийцу Пушкина, который не представлял себе «на что он руку поднимал!…». По крайней мере, Дантес был иностранцем. Ему действительно не было никакого дела до русского гения. Лермонтов считает его слепым орудием в руках настоящих убийц. На них он обрушивает всю свою ярость и негодование.

Преклонение перед Пушкиным особенно заметно в конце первой части стиха. Лермонтов проводит прямую аналогию между поэтом и Христом, принявшим мучительную и несправедливую смерть («венец терновый… надели на него»).

Вторая часть значительно эмоциональнее первой. Лермонтова буквально распирает от переизбытка чувств. Он переходит к прямому обращению к виновникам смерти Пушкина и называет их своими именами («Вы, жадною толпой стоящие у трона»). Лермонтов перечисляют и другие преступления «наперсников разврата»: обман для достижения богатства и высокого положения, подавление всех проявлений свободы и правды, использование власти в личных интересах.

Поэт вновь прибегает к религиозной символике. Он считает, что ничто не окажется безнаказанным перед лицом «грозного Судии». Преступники рано или поздно получат по заслугам.

Очень эффектна концовка произведения, основанная на резком противопоставлении: «черная кровь» преступников — «праведная кровь» гения и мученика.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (164 оценок, среднее: 4,54 из 5)

Слушать аудио-стихотворение:

Категории стихотворения "Михаил Лермонтов — Смерть поэта":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

78 комментариев
новее
старее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

хороший стих мне нравится

В этом стихотворении М. Лермонтов требует найти и наказать убийцу Пушкина. Прочитав его царь и его советник решили, что Лермонтов слишком дерзкий и наглый и после того как проверили его психическое здоровье, то царь отправил Поэта на Кавказ на войну в надежде, что он там погибнет, но Лермонтов выжил на зло жестокому царю и даже стал офицером. Но погиб на дуэли с Мартыновым. В Пятигорске на одном из вечеров в семействе Верзилиных шутка Лермонтова задела Мартынова человека неумного и болезненно самолюбивого. Поэт принял вызов, твёрдо решив не стрелять в товарища. Дуэль М. Ю. Лермонтова и Н. С. Мартынова состоялась во вторник 15 июля 1841 года. Близ Пятигорска, у подножия горы Машук. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет. Поэту не было ещё и 27 лет. Но это была не дуэль, а заранее подготовленное убийство по указанию царя. У Мартынова в то время закончилась военная карбера и он завидовал Лермонтову боевому офицеру. А царь как раз и пообещал Мартынову и должность, и деньги. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.

P \ S

И выстрел грянул . И свинец тяжёлый
Поэту сердце разорвал .
И долго гул стоял громовый ,
В сознанье горестном обвал .

И эхо по горам блуждало ,
И горы в страхе , на клонясь ,
Взирали смерти покрывало
И с ней таинственную связь . Алексей Баталов 4 . Дом Поэта .

красивое

Нравилось

Так оно и было , всем смертям назло.

На это стихотворение есть очень хорошая и честная рецензия написанная Александром Протасовым. Который чётко сформулировал, что пропаганда – это искусство сфотографировать черта без копыт и рогов. И что, не всё. что в столбик, это стихи.

Интересно, что господин Протасов совершенно не умеет писать на русском языке, количество грамматических и орфографических ошибок зашкаливает. Вы руководствуетесь мнением неграмотного? Думаю, как А. Протасов, так и вы с удовольствием отождествляете себя с упомянутой в первоисточнике «чернью» — не имею оснований возражать

мне 12 обожаю этот стих

Пока читал заметил одну не правду. Император Николай первый относился к Пушкину благосклонно, у них с ним даже были приятельские отношения. Что подтверждается ,так как после смерти император наделил вдову пенсией , а детей отправил училища. Что же касается других представителей высшего общества, про них не чего сказать не могу.

Его благосклонность была фикцией, есть много источников, на самом деле, он был под постоянным наблюдением жандармов и проходил жесткую цензуру

Друг, ты не все так хорошо знаешь как это есть на самом деле. Императору очень приглянулась дама сердца А.С. Пушкина.

Ненавижу это стихотворение. «Пустых похвал ненужный хор»

Не одна ты)

да не одна вы

Класс Лермонтов повторил его судьбу тоже погиб на дуэли

да он погиб на дуэли

Я очень люблю и Пушкина и Лермонтова ..

Но хочу сказать вам всем, кто написал комментарии до меня, как я была счастлива читать вас всех, ваши отзывы — слов нет ..
дай бог , чтобы вас — нас было много , кто любит и читает и ценит Пушкина, Лермонтова .., и других ..
перечитываю Евгения Онегина и люблю слушать Валентина Непомнящего, его комментарии и как он читает..
но давно не перечитывала Лермонтова ..
стала Читать Бородино и слезы..

Я выучила стих за 20 минут

я выучила за 50 минут

Я учу второй день

я вообще не учу

Его, этого безжалостного Дантеса описывает так «Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.

Стихотворение печальное, лучшее что я читал, Лермонтов лучший!

Учителя блин

мне учителя класс

думаю стихотворение понравилось да уверен что да так что прошу вас немедленно успокоиться прекратите спорить

Цените поэтов б**ать!!

Даа, жестко написал. Крик души. Великие гениальные и в то же время такие близкие Люди — Лермонтов и Пушкин. Люди с ярко выраженной совестью.

Лермонтов был тоже великим, и не только поэтом, но и человеком. Почитайте его биографию, вдумаетесь — офигеете!

Оно очень актуально и на сегодняшний день. Через века ничего не изменилось.»Вы жадною толпой, стоящие у трона. Свободы,Гения и Славы палачи. Таитесь вы под сению закона. Пред вами суд и правда всё молчи.» Лермонтова за его правду постигла таже участь. Только это случилось на Кавказе в Пятигорске, куда его сослала власть. В Пятигорске есть домик-музей, где жил и умирал Великий поэт. Есть место его первого захоронения откуда его родная тетя забрала и перезахоронила на родине. В своей усадьбе «Тарханы» пензенской области.

И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар….

Поэт с большой буквы в первой строчке

Я помню, как я учила это стихотворение в школе. Оно меня потрясло. Выучила легко. А на уроке сама подняла руку, чтобы вызвали. И, видимо столько вложила души и эмоций, когда читала, что до сих пор помню звенящую тишину в классе и глаза моих одноклассников и учительницы, когда закончила и пришла в себя. Несколько минут стояла тишина, а потом еле слышно учительница мне сказала : «Садись, Лена, спасибо.» Потом она мне сказала — это было потрясение.

Мне оно понравилось

Классное стихотворение

это замечательное стихотворение!!!

Класс! :)

А Николай I и не проглотил — он неугодного поэта на Кавказ сослал, на войну…

Прямо как Сталин

Великое произведение!!!

Как Николай 1 это проглотил, непонятно…

Стихи замечательные. Одно не понятно, почему он не выдержал первоначально взятой ноты? Не справился с 4-х стопным ямбом? Чем это обусловлено? Ближе к концу совсем разнобой. То 6 стоп, то 5. Как будто устал человек.

Попытаюсь оправдать смену размера и ритма. Первые две строфы интонационно — авторский отчет, как бы уже над произошедшим, вне времени и места действия. Далее (и он убит — и взят могилой…) на следующие две строфы — попытка оказаться рядом в последние минуты, голос Лермонтова соединяется с голосом угасающего Пушкина, речь становится более умиротворенной, дыхание успокаивается и удлиняется. Интонационно — это прощание и прощение от лица умирающего поэта. Далее, еще на две строфы (и прежний сняв венок… … и на устах его печать) соединение еще сильнее, резче, речь уже о последних секундах, дыхание то удлиняется, то укорачивается, сводясь, наконец, в точку — «и на устах его печать». Это уже не последнее причастие, как двумя строфами ранее, а хроника смерти. И завершение, выполненное в торжественном, набирающем силу ритме — это послесловие Лермонтова, снова лишь от своего лица, как от лица единственно оставшегося.

Хорошо бы это еще почувствовать…А если серьезно, то это больше напоминает не «умиротворение и успокоение», а элементарную нехватку места в строке. Так у начинающих поэтов часто происходит. И очень часто они пускаются в объяснения про то, что это они специально, удлиняющееся дыхание имитируют. А выглядит неряшливо… чего, кстати никогда не бывает у Кушнера, усекающего часто длиннющие строки к концу строфы.

На вкус и цвет… Моя попытка объяснения не значит, что это мне кажется здесь таким уж удачным приемом, но все же это похоже на прием, а не на простую небрежность. Учитывая ритмическое богатство стихов Л. в целом, его экспериментаторство в ритме, строфике. Кстати, аббревиатура «Смерти Поэта» та же, что и у Союза Писателей)

Да я понимаю, что умения ему хватало, я говорю о своем ощущении. Сюда можно приплюсовать и вообще отношение к кол-ву стоп в 19 веке. Тогда это не считалось таким уж зазорным. У нас сейчас, как ни странно уровень работы с поэтическим текстом выше, чем тогда. Смешно, правда?

почему же смешно? ученик, не превзошедший учителя, — позор для учителя))

А кто превзошел Гомера?
Мы по определению считаем современников мельче предшественников. И равняются лишь те, кто перестают восприниматься как разновременные. Для нас сейчас что Державин, что Пушкин — почти одни времена (в бытовом смысле). Оттого мы понимаем, что П. больше Д. А во времена Державина так вопрос не стоял. Пушкин, конечно талант, но легковесен. Фитюля, камер-юнкер. А Державина почитали — маститый литератор. Крупный политический деятель.

Великолепное произведение великого поэта.

Каждая строка пронизана глубоким смыслом бытия..Талантливый поэт, жаль, что не мог творить подольше… Ему было всего 26..((

Потрясающее стихотворение! Люблю Лермонтова!

Как-будто ни чего не изменилось за последние 200 лет! Все актуально-про тех, кто у трона.

Шикарное стихотворение, если вдуматься в его глубочайший смысл. Просто нет слов, прям в душу впадает такое произведение. Чувствуется, что автор вложил все эмоции, которые он тогда чувствовал .

Хорошее стихотворение, но если бы Пушкин не умер он бы дописал свою седьмую сказку «Медведь и невеста» как то так, а Лермонтов не написал бы это чудное но печальное стихотворение

Очень трогательный стих. Жалко что этот стих посвящен смерти Пушкина, это Лермонтова учитель.

Хороший стих. Пушкин, оценил бы, стих посвященный ему посмертно!

Восхищаюсь

моя бабушка на открытие памятника его читала. Я когда его в первый раз услышала чуть не заплакала. Очень люблю стихи тем более русских писателей, а больше всего Лермонтова.

Великий был поэт Пушкин. Лермонтов это подчеркнул.

Заступился за единомышленника, заочно, так и не познакомился он с ним, но поплатился за свое стихотворение.

Буду учить только ради себя. обожаю это стихотворение. самое любимое! до дрожи пробивает

Потрясающее стихотворение!)) очень жаль, что действительно талантливые люди, долго не живут(( и спасибо им за их творчество!

Замечательное стихотворение, главное, с огромным смыслом

Я не смогу выучить его на завтра!

оно легко учится) главное смысл стиха уловить и все. я за один вечер выучила)

Я тоже за вечер выучила

Учиться он легко, я за 15 минут выучил, если у вас нет способностей и старания, то это ваши проблемы

Хороший стих, но запоминается он только тогда, когда в один день вы его выучили и рассказали без подглядки, а на второй спокойно вспомните его))

Этот стих, один из лучших произведений Русской поэзии.

Классно

Пронизывающее стихотворение! Одно из моих любимых. Помню его наизусть еще со школьной скамьи.

Накипело у него в душе, а ведь такая участь постигла многих поэтов, они погибали за правду, за то что имели собственное мнение. Сильно написано, его негодование передается через века.

Немного тяжеловато читается такой размер стиха. Современный читатель продирается сквозь такие эпитеты уже с трудом.

Вполне себе легко читается на одном дыхании, мой любимый стих, знаю его наизусть

Мой любимый стих. Да и Михаил Лермонтов мой любимый поет! Как по мне, Лермонтов очень умело передал свое личное отношение к жизни и смерти поета. С одной стороны некое омерзение от пустых слез толпы, с другой — возвышение силы «Божьего возмездия».

Не поет, а поэт =)

Рассуждают о русском поэте и языке)))

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Смерть поэта на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.