Михаил Лермонтов — Смерть поэта: Стих

Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видел злодеи в ней пример.

Погиб поэт!- невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?… издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
_____________________

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова

Стихотворение «Смерть поэта» было написано Лермонтовым спустя несколько часов после первого известия о смертельном ранении Пушкина на дуэли. Оно очень быстро распространилось в обществе. В творческих кругах произведение вызвало бурю сочувственных откликов, в высшем свете – яростное негодование. В ответ Лермонтов пишет вторую часть («А вы, надменные потомки…»), обращаясь напрямую к тем, кого он считает виновными в смерти поэта. Это продолжение было невероятно дерзким и смелым поступком. Оно было расценено императором как прямое воззвание к революции. Незамедлительно последовала ссылка Лермонтова на Кавказ.

Стихотворение «Смерть поэта» стало переломным этапом в творчестве Лермонтова. Его потрясла нелепая и трагическая гибель человека, которого он считал своим учителем и наставником. За убийством на дуэли скрываются тайные причины. Лермонтов развивает тему противостояния поэта и толпы. Только на этот раз в образе толпы он усматривает не рядовую чернь, а высшее общество. Известно, с каким пренебрежением относились к великому таланту Пушкина сам император и его окружение. Поэт постоянно подвергался насмешкам и унижениям. Человек, значение которого для русской литературы трудно переоценить, был намеренно вовлечен в грязную сплетню.

Лермонтов с презрением описывает убийцу Пушкина, который не представлял себе «на что он руку поднимал!…». По крайней мере, Дантес был иностранцем. Ему действительно не было никакого дела до русского гения. Лермонтов считает его слепым орудием в руках настоящих убийц. На них он обрушивает всю свою ярость и негодование.

Преклонение перед Пушкиным особенно заметно в конце первой части стиха. Лермонтов проводит прямую аналогию между поэтом и Христом, принявшим мучительную и несправедливую смерть («венец терновый… надели на него»).

Вторая часть значительно эмоциональнее первой. Лермонтова буквально распирает от переизбытка чувств. Он переходит к прямому обращению к виновникам смерти Пушкина и называет их своими именами («Вы, жадною толпой стоящие у трона»). Лермонтов перечисляют и другие преступления «наперсников разврата»: обман для достижения богатства и высокого положения, подавление всех проявлений свободы и правды, использование власти в личных интересах.

Поэт вновь прибегает к религиозной символике. Он считает, что ничто не окажется безнаказанным перед лицом «грозного Судии». Преступники рано или поздно получат по заслугам.

Очень эффектна концовка произведения, основанная на резком противопоставлении: «черная кровь» преступников — «праведная кровь» гения и мученика.

Популярные тематики стихов

Отзывы к стихотворению


  • Мой любимый стих. Да и Михаил Лермонтов мой любимый поет! Как по мне, Лермонтов очень умело передал свое личное отношение к жизни и смерти поета. С одной стороны некое омерзение от пустых слез толпы, с другой — возвышение силы «Божьего возмездия».

    Alexandra Kharchenko


  • Немного тяжеловато читается такой размер стиха. Современный читатель продирается сквозь такие эпитеты уже с трудом.

    Елена


  • Накипело у него в душе, а ведь такая участь постигла многих поэтов, они погибали за правду, за то что имели собственное мнение. Сильно написано, его негодование передается через века.

    Любовь


  • Пронизывающее стихотворение! Одно из моих любимых. Помню его наизусть еще со школьной скамьи.

    Oxana


  • Этот стих, один из лучших произведений Русской поэзии.

    Женя


  • Я не смогу выучить его на завтра!

    Виталина


  • оно легко учится) главное смысл стиха уловить и все. я за один вечер выучила)

    Настя


  • Учиться он легко, я за 15 минут выучил, если у вас нет способностей и старания, то это ваши проблемы

    Артур


  • Хороший стих, но запоминается он только тогда, когда в один день вы его выучили и рассказали без подглядки, а на второй спокойно вспомните его))

    Мария


  • Замечательное стихотворение, главное, с огромным смыслом

    Алина


  • Потрясающее стихотворение!)) очень жаль, что действительно талантливые люди, долго не живут(( и спасибо им за их творчество!

    Виктория


  • Буду учить только ради себя. обожаю это стихотворение. самое любимое! до дрожи пробивает

    Анна Мхитарян


  • Великий был поэт Пушкин. Лермонтов это подчеркнул.

    Олег


  • моя бабушка на открытие памятника его читала. Я когда его в первый раз услышала чуть не заплакала. Очень люблю стихи тем более русских писателей, а больше всего Лермонтова.

    Марем


  • Хороший стих. Пушкин, оценил бы, стих посвященный ему посмертно!

    Илья


  • Очень трогательный стих. Жалко что этот стих посвящен смерти Пушкина, это Лермонтова учитель.

    Таня Цуран


  • Хорошее стихотворение, но если бы Пушкин не умер он бы дописал свою седьмую сказку «Медведь и невеста» как то так, а Лермонтов не написал бы это чудное но печальное стихотворение

    Антон


  • Шикарное стихотворение, если вдуматься в его глубочайший смысл. Просто нет слов, прям в душу впадает такое произведение. Чувствуется, что автор вложил все эмоции, которые он тогда чувствовал .

    Ксения Ёлкина


  • Как-будто ни чего не изменилось за последние 200 лет! Все актуально-про тех, кто у трона.

    Евгений


  • Потрясающее стихотворение! Люблю Лермонтова!

    Маша


  • Каждая строка пронизана глубоким смыслом бытия..Талантливый поэт, жаль, что не мог творить подольше… Ему было всего 26..((

    Наталья


  • Великолепное произведение великого поэта.

    Даша


  • Стихи замечательные. Одно не понятно, почему он не выдержал первоначально взятой ноты? Не справился с 4-х стопным ямбом? Чем это обусловлено? Ближе к концу совсем разнобой. То 6 стоп, то 5. Как будто устал человек.

    Алексей


  • Попытаюсь оправдать смену размера и ритма. Первые две строфы интонационно — авторский отчет, как бы уже над произошедшим, вне времени и места действия. Далее (и он убит — и взят могилой…) на следующие две строфы — попытка оказаться рядом в последние минуты, голос Лермонтова соединяется с голосом угасающего Пушкина, речь становится более умиротворенной, дыхание успокаивается и удлиняется. Интонационно — это прощание и прощение от лица умирающего поэта. Далее, еще на две строфы (и прежний сняв венок… … и на устах его печать) соединение еще сильнее, резче, речь уже о последних секундах, дыхание то удлиняется, то укорачивается, сводясь, наконец, в точку — «и на устах его печать». Это уже не последнее причастие, как двумя строфами ранее, а хроника смерти. И завершение, выполненное в торжественном, набирающем силу ритме — это послесловие Лермонтова, снова лишь от своего лица, как от лица единственно оставшегося.

    Андрей


  • Хорошо бы это еще почувствовать…А если серьезно, то это больше напоминает не «умиротворение и успокоение», а элементарную нехватку места в строке. Так у начинающих поэтов часто происходит. И очень часто они пускаются в объяснения про то, что это они специально, удлиняющееся дыхание имитируют. А выглядит неряшливо… чего, кстати никогда не бывает у Кушнера, усекающего часто длиннющие строки к концу строфы.

    Алексей


  • На вкус и цвет… Моя попытка объяснения не значит, что это мне кажется здесь таким уж удачным приемом, но все же это похоже на прием, а не на простую небрежность. Учитывая ритмическое богатство стихов Л. в целом, его экспериментаторство в ритме, строфике. Кстати, аббревиатура «Смерти Поэта» та же, что и у Союза Писателей)

    Андрей


  • Да я понимаю, что умения ему хватало, я говорю о своем ощущении. Сюда можно приплюсовать и вообще отношение к кол-ву стоп в 19 веке. Тогда это не считалось таким уж зазорным. У нас сейчас, как ни странно уровень работы с поэтическим текстом выше, чем тогда. Смешно, правда?

    Алексей


  • почему же смешно? ученик, не превзошедший учителя, — позор для учителя))

    Игнат


  • А кто превзошел Гомера?
    Мы по определению считаем современников мельче предшественников. И равняются лишь те, кто перестают восприниматься как разновременные. Для нас сейчас что Державин, что Пушкин — почти одни времена (в бытовом смысле). Оттого мы понимаем, что П. больше Д. А во времена Державина так вопрос не стоял. Пушкин, конечно талант, но легковесен. Фитюля, камер-юнкер. А Державина почитали — маститый литератор. Крупный политический деятель.

    Алексей


  • Как Николай 1 это проглотил, непонятно…

    Василий


  • Великое произведение!!!

    Артем


Добавить комментарий
Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Смерть поэта на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.