«Там, где шиповник рос аленький,
Гномы нашли колпачки…»
Мама у маленькой Валечки
Тихо сняла башмачки.
«Солнце глядело сквозь веточки,
К розе летела пчела…»
Мама у маленькой деточки
Тихо чулочки сняла.
«Змей не прождал ни минуточки,
Свистнул — и в горы скорей…»
Мама у сонной малюточки
Шелк расчесала кудрей.
«Кошку завидевши, курочки
Стали с индюшками в круг…»
Мама у сонной дочурочки
Вынула куклу из рук.
«Вечером к девочке маленькой
Раз прилетел ангелок…»
Мама над дремлющей Валенькой
Кукле вязала чулок.
Анализ стихотворения «У кроватки» Цветаевой
Стихотворение впервые появилось в дебютном сборнике поэтессы «Вечерний альбом» 1910 года. Написано оно было в пору дружбы двух гимназисток лет четырнадцати, Марины Цветаевой и Вали Генерозовой. Познакомились они в год смерти матери Марины. Дружили недолго, Марина ушла в другую гимназию. Тихой, задумчивой, любившей музыку Вале она разрешала читать дневник своей матери. Валя любила ее стихи. Потом было несколько писем, несколько встреч. И пути их разошлись навсегда. Валя оставила воспоминания о подруге, себе и юности, Марина – стихи.
По жанру – колыбельная. Состоит из 5 строф с перекрестной рифмовкой. Поэтесса «дарит» подруге свои воспоминания о детстве. Она росла на сказках Перро, братьев Гримм, Андерсена, (а вот «змей» может быть и из русских сказок), которые мастерски рассказывала дочкам мама. Картина мирная, уютная. Мама – хранительница дома. Ребенок засыпает в уверенности, что завтра его ждет еще один чудесный день.
Мама в стихе любящая, оберегающая свою «Валеньку», «деточку», «малюточку», «дочурочку». Строчки переполнены ласковыми словечками с уменьшительными суффиксами, привычными для детей (курочки, аленький, башмачки, чулочки, ангелок). Валя непоседа, спать не желает. Но, зачарованная сказками и стихами, маминым голосом, позволяет постепенно раздеть себя, расчесать кудряшки (Валя была светловолосой) и уложить в постельку. «Вынула куклу из рук»: какая-нибудь недорогая немецкая, или из папье-маше, мастики, ведь фарфоровую легко разбить.
«Мама кукле вязала чулок»: Марина, хоть и не любила, но умела вязать. И в свое время вязала приданое, не кукле, конечно, а сыну. Настроение стиха завораживает, усыпляет. Этому способствуют выразительные средства: цитаты и персонажи волшебных историй, анафора (тихо, мама у маленькой), эпитеты (шиповник аленький, сонной малюточки), олицетворение (солнце глядело), повторы (сонной), перечисления, звукопись, восклицания и умолчания.