Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, –
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Анализ стихотворения «Идешь, на меня похожий» Цветаевой
Стихотворение «Идешь, на меня похожий…» (1913 г.) является одним из самых известных в раннем творчестве Цветаевой. Поэтесса часто удивляла своих читателей оригинальными взглядами. На этот раз молодая девушка представила себя давно умершей и обращающейся к случайному посетителю ее могилы.
Цветаева призывает прохожего остановиться и поразмышлять над ее смертью. Она не хочет, чтобы ее оплакивали и жалели. Свою гибель она считает неизбежным событием, которому подвержены все люди. Описывая свой облик при жизни, поэтесса напоминает прохожему, что когда-то они были похожи. Могила не должна вызывать в нем чувство страха или опасности. Цветаева хочет, чтобы посетитель забыл о могильном прахе и представлял ее живой и веселой. Она считает, что смерть человека не должна служить огорчением для живых. Легкое и беззаботное отношение к смерти – лучшее почтение памяти и дань уважения для умерших.
Цветаева верила в загробное существование. В стихотворении отразились ее убеждения в том, что после смерти человек сможет взглянуть на свое последнее пристанище и каким-то образом повлиять на отношение к нему живых людей. Поэтесса хотела, чтобы кладбище ассоциировалось не с мрачным и печальным местом. В ее представлении собственная могила должна находиться в окружении ягод и трав, которые могут порадовать взгляд посетителей. Это отвлечет их от ощущения безвозвратной утраты. Умершие будут восприниматься в качестве перешедших в другой мир душ. В последних строках поэтесса использует яркий образ заходящего солнца, осыпающий прохожего «золотой пылью». Он подчеркивает ощущение покоя и умиротворения, которые царят на кладбище.
Цветаева считала, что человек будет продолжать жить, пока о нем хранится память. Физическая смерть не приводит к смерти духовной. Сам переход из одного мира в другой должен восприниматься легко и безболезненно.
Спустя много лет поэтесса добровольно рассталась с жизнью. К тому времени она испытала много разочарований и потерь и вряд ли разделяла свои ранние взгляды. Тем не менее самоубийство стало сознательным и обдуманным шагом. Потеряв всякую надежду на земную жизнь, Цветаева решила, что настало время проверить существование загробного мира. Посмертное признание поэтессы в значительной степени оправдало ее надежды на бессмертие.
Присоединюсь к мнению о несколько натянутом на глобус анализе стихотворения. Как для девятиклассника вечерней школы писали. Анализ этого текста невозможен без упоминания оригинала — лорд Байрон же первый сочинил, а куча поэтов до Цветаевой (самый известный, пожалуй, Лермонтов) попытались перевести литературно. Ну и Марину туда же понесло, тк романтизация смерти в юном возрасте — это нечто вполне естественное.
Отлично! У меня коротко и сжато. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
Мир живых и мир мёртвых,
А между ними бездна…
Те, что живей, те что из смертных
И их поглотит смерть одна.
Вот так кочуют наши души:
Кому-то в ад, кому-то в рай…
Это как все волны суши
На берег плещут через край.
17.12.2023 год.
Помню, в детстве мне это стихотворение казалось жутким. Позже попыталась выучить: так понравилось!
Как поэт Цветаева мне симпатизирует, но как человек….
Какая грусть в твоих словах
А на глазах печаль и сырость…
Моя душа, забыв слова
Слезою тонкой скатилась….
Здравствуйте!
Двадцать лет назад, в 2002 году, я написал стихотворение «Земляника», которое, некоторые мои знакомые, посчитали плагиатом на стихотворение Марины Цветаевой «Прохожий».
Каково ваше мнение?
(честно признаюсь, «Прохожего» я прочитал только после обвинений в плагиате)
ЗЕМЛЯНИКА.
Я ел землянику на кладбище,
Я рвал ее между могилами.
Она была крупной и сладищей
И меня наполняла силами.
Я спросил у нее: — Где та силища,
Что своими тебя поит соками?
Укрывает ее неба высища,
Или прячет землица глубокая?
Отвечала мне ягода красная: —
В смерти сила моя укрывается.
Без ее повеления властного
В мире этом ничто не рождается.
Из земли вышла жизнь краткосрочная
И в нее же вернется со временем.
Отвлюбляется ягода сочная
И осыплется вниз добрым семенем.
Опрокинется небо вверх донышком,
Оросятся дождем зерна малые
И росточки потянутся к солнышку,
Вознося к нему ягоды алые.
И подумалось мне думой светлою: —
Ведь когда-то и я стану сладищий,
Лягу в землю зарею рассветною
И взойду земляникой на кладбище.
(с) К.Песков (Гурий) 09.01.02г
какое-то языческое стихотворение…
Вообще не плагиат, смысл и сюжет совершенно разные. Мне понравилось
Без Марины Цветаевой этот мир был бы другим. Это была великая женщина и жила она для великих слов! Тихих и прекрасных, громких и великолепных.
Я её обожаю!
Без неё было бы лучше, как по мне она не заслуживает столь дивных слов. Конечно у каждого своё мнение, но сопоставив все факты о Цветаевой, то объективно можно сделать вывод, что она совсем не великая женщина. Я совсем её не уважаю и никогда не стану. Да и многие «великие» поэты серебряного века не заслуживают почёта. Возможно и красивые стихи, но их поступки и действия рушат весь их талант.
Духовность растевалась в бытии
Флюидами манящего дурмана
И чувственности страстные бразды,
Плескались в ауре ее волшебного обмана.
Стихотворение — дивное! В анализе к стихотворение не соглашусь с тем, что самоубийство — осознанный шаг. Оно не не бывает осознанным никогда . Это искушения диавольские.Цветаева была и! есть гений. Ей выпало немало испытаний.
Вы только не пишите поэтесса. Правильно поэт и к девушке и к мужчине.
Поэтесса — нормальное слово! Ахматова не любила феминитивы, поэтому и называла себя поэтом.
Жуткий, бездарный анализ. Какой фантастический бред. Излияния неумного человека, не читавшего даже предсмертной записки Цветаевой… Стыдно за написавшего.
Берёт за душу.
Моё любимое стихотворение
Какой ужасный , бездарный анализ стоит под стихотворением. Анализ глухого к поэзии человека.
Очень хороший писатель !Мне очень нравится её искусство !
ПОЭТ
Мое любимое стихотворение гениальной поэтессы Марины Цветаевой!
Мне очень нравится трогательное стихотворение!
класс! вот это стихи про жизнь и смерть! который каждый своей жизни пройдет!
Сегодня была на могиле Цветаевой. Первые четыре строки высечены на её памятнике. Вот ведь как же она писала в свой 21 год
Меня в детстве это стихотворение очень впечатлило. Я нашёл его в учебнике по литературе.
Мне очень нравится творчество Цветаевой, и все ее стихи гениальны!
Очень нравится ее творчество.
Очень нравится. Спасибо за прекрасную поэзию!