Иосиф Бродский — Пилигримы: Стих

Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
…И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.

Анализ стихотворения «Пилигримы» Бродского

И. Бродский – один из самых оригинальных и самобытных советских поэтов, насильственно высланный за границу. Его жизнь в Советском Союзе была мучительной, наполненной непониманием окружающих и преследованием властей. Причем свой индивидуальный протест поэт заявлял уже в самом раннем возрасте. Даже критически относящиеся к его творчеству люди уважают его непоколебимость в отстаивании своих убеждений. Очень характерно выглядит стихотворение «Пилигримы», написанное Бродским в возрасте 18 лет (1958 г.).

Произведение совершенно не укладывалось в рамки советской идеологии. Особенно настораживало то, что оно было написано очень молодым человеком. В СССР было принято воспевать героев эпохи, которые не щадя жизни приближают человечество к счастливому будущему. Молодые люди были обязаны стремиться к подвигу, к служению высшей идее, под которой подразумевалось строительство коммунизма.

Произведение Бродского ни к чему не призывает. Его главные герои – пилигримы, то есть простые странники, которые не приносят никакой пользы. Они несут в себе пессимизм и разочарование в мире.

Советская идеология вообще признавала символизм, как упадочное течение. Пилигримы у Бродского – не какие-то реальные люди, это символ странничества. Они медленно бредут по своим неведомым дорогам вне времени и пространства «Мимо ристалищ, капищ, мимо храмов и баров…», «мимо Мекки и Рима». Автор подчеркивает, что достижения человечества, главные центры величия и культуры – просто пыль под ногами вечных скитальцев. Бесконечное странствие сделало их нищими и оборванными, они воплощают в себе все страдания и горести мира. На их пути рождаются и повергаются в прах империи, но ничто не способно их остановить.

Важная мысль автора – вечное странствие убедило пилигримов, что мир не меняется. Все происходящие в нем великие события имеют значение только для непосредственных участников. Пилигримы видят мир со стороны и отмечают его главные не меняющиеся качества – лживость и вечность. Это приводит их к познанию того, что нет никакого смысла ни в вере в самого себя, ни в Бога. Остаются лишь две неизменных составляющих мира: человеческая иллюзия, как вера в счастливое будущее, и дорога вечных странников.

Последние строки еще больше подчеркивают пессимизм автора. Солдаты, воюющие за высшие цели, служат всего лишь удобрением для земли, а поэты, воспевающие эти идеалы, просто одобряют эти бессмысленные жертвы.

Стихотворение «Пилигримы» является пророческим предсказанием Бродского о своей судьбе. Он покинул свою страну, но и на Западе не чувствовал себя как дома. У Бродского отсутствовало чувство Родины, он всегда ощущал себя вечным странником.

Популярные тематики стихов

Поделиться стихом с друзьями:

Отзывы к стихотворению


  • Обожаю Бродского! Зачитывалась им когда училась на филфаке. Жаль, что в нашей стране он малоизвестный.

    Lena Helena Ответить


  • А мне кажется, Бродского в нашей стране наоборот очень хорошо знают и любят. Замечательные стихи.

    Алёша Наумова Ответить


  • Любимое, есть такая привычка даже на работе когда нервничаю читать начинаю его про себя, иногда вырывается в слух но не страшно

    Tatyana Ponomareva Ответить


    • «…Мулатка тает от любви, как шоколадка, В мужском объятии посапывая сладко. Где надо-гладко,где надо-шерсть…»-а мне это больше нравится,тоже на работе читаю постоянно,только в слух,и по улице когда иду,тоже читаю.

      Николай Ответить


      • Верно. Отличный стих. Эх, если бы у нынешних женщин именно так и было. Сейчас везде все гладко. А то ещё и тату бывает, шрамирование, пирсинг((

        Лина Ответить


  • Чистый джаз, ИАС всего 18 (он им тогда увлекался). Филлипенко классно читал этот стих по Культуре недавно.
    Ах, если ИАС всё писал на уровне Пилигримов или Вполголоса. Но увы и ах.

    Михаил Ответить


  • мое любимое стихотворение, как гимн….

    Диана Ответить


  • Слава богу, дорогой Иосик, птицы ошибаются. Даже в дикой стране, где тебя знали единицы — теперь у тебя тысячи поклонников. Давайте ребята — вперед, хотя бы потихоньку.

    Костя Ответить


  • Через катарсис к гармонии!

    Настя Ответить


  • Значит разьединят? Пусть так, представь что я уехала, в другой город, страну, на другой континент. И все пройдет и забудется. И не будет мыслей, скучаний, ожиданий, ничего не останется и ты увидишь, что я не смысл твоей жизни и не подхожу на эту роль, да и не подходила наверное никогда. Я просто была твоим спасением в сложный момент, но теперь у тебя все наладилось и я больше не нужна. Я была призраком твоих мечтаний, который в переломный момент направил тебя по правильному пути. Теперь тебе осталось лишь не сворачивать с него. Я была с тобой сколько могла, отдавала всю себя до тех пор пока не осталось ничего, когда уже больше нечего дать, когда я больше не в силах менять тебя. Это не конец всего, это период жизни, хороший, полезный, прекрасный и радостный, я чему-то научилась у тебя, чему то научила сама. Все еще впереди и будет время когда мы увидимся и ничего не щелкает внутри, кроме радости и гордости за успехи друг друга.

    Сашка Ответить


  • Сейчас только смысл дошел!

    Надя Ответить


  • Как же всё-таки обнищало, опаршивело, морально и духовно, русскоязычное тягло. Деградировав, от беспробудного пьянства и лени до скотского состояния, они (халдеи) разучились разговаривать по человечески, чего только стоят вызывающие рвоту, бесконечные: ржаки, суперски, классно, клёво, красава, жжёт и т.д. и т.п.. Когда эти, самые читающие совки в мире превратились в животных, место коим в зоопарке, что или кто превратил их в говорящие куски г*вна, мы, увы не знаем, скорей всего дурная генетическая наследственность, отягощённая алкогольным делирием родителей. Особо хочется сказать о так называемых «позитивных» наркоманах, коих развелось как собак не резанных, с маниакальной тягой эти гомункулусы рыщут по просторам инета в поисках оного позитива, не удивлюсь, что и убивать будут скоро, с этих унтерменшей станется. Вся эта *** толкает нашу, и без того убогую страну к краю выгребной ямы, впрочем, с такими скотами там ей самое место!

    Ярослав Ответить


  • Не любитель поэзии, но это просто вынос мозга, я в восторге!!

    Максим Ответить


  • Очень сильное и всегда актуально.

    Любовь Ответить


  • мощно, вселенски необъяснимо, но завораживает как вид «Млечного пути»

    Борис Ответить


  • Оставлю и свой анализ стихотворения здесь:

    Стихотворение “Пилигримы” написано в 1958 году и относится к раннему периоду творчества Иосифа Бродского – замечательного поэта современности. Творчество Бродского всегда оставалось самобытным. Стихотворение “Пилигримы” также являет собой яркий образец пусть не до конца сформированного, раннего, но уже необычного стиля И.Бродского.

    Поэт повествует о дороге пилигримов. Пилигрим – странник, скиталец. Однако, такой узкой трактовкой ограничиваться не стоит. Творчество Бродского близко к символистам, значит, все образы нужно воспринимать с “бесконечной развёртываемостью смыслов”. Кажется, что Бродский говорит здесь не о простом путешествии. Пространственно-временная организация в стихотворении очень широка, а значит, это путешествие – во времени, из века в век, причём образ пилигрима здесь – изгнаннический образ. Тема странничества приобретает вселенский масштаб.

    На фонетическом уровне стихотворения можно заметить ярко выраженную аллитерацию ( “ристалищ”, “храмов”, “баров”, “ мира и горя мимо”) – звук “р” при прочтении стихотворения врезается в слух, создавая ощущение рычания, что, кажется, символизирует злобу внешнего мира, мимо которого бредут скитальцы. На синтаксическом уровне заметна настойчивая анафора, использованная с целью понимания идеи стихотворения в первой строфе и с целью убеждения в третьей и четвёртой строфах. (цитаты) Повторение слова “мимо” показывает отношение пилигримов к материальному, бренному миру – они проходят “мимо” него, он уже ничего для них не значит. Примечательно упоминание Мекки и Рима в этом же контексте. Мекка – место паломничества, религиозная святыня, а Рим – столица, царство культуры. То, что странники проходят “мимо” даже этих мест, свидетельствует о том, что даже цивилизация, Бог не волнуют их, они не найдут себя в этом. Интересно, что уже позже Бродский стал обращаться к религиозным темам в своём творчестве, к Богу, но “Пилигримы” написаны им очень рано – в восемнадцать лет.

    На смысловом уровне стихотворение чётко делится на три смысловые части – первая о самом пути, пути во времени, вторая раскрывает образ пилигримов, а третья – о мире в целом, всеохватно, о том, что он «останется прежним»…

    Шиянова И. Ответить


    • Шикарный анализ, сразу видно — прочувствовали и разобрали стихотворение «по полочкам».

      Борис Ответить


Добавить комментарий
Читать стих поэта Иосиф Бродский — Пилигримы на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.