Засыпет снег дороги,
Завалит скаты крыш.
Пойду размять я ноги:
За дверью ты стоишь.
Одна, в пальто осеннем,
Без шляпы, без калош,
Ты борешься с волненьем
И мокрый снег жуешь.
Деревья и ограды
Уходят вдаль, во мглу.
Одна средь снегопада
Стоишь ты на углу.
Течет вода с косынки
По рукаву в обшлаг,
И каплями росинки
Сверкают в волосах.
И прядью белокурой
Озарены: лицо,
Косынка, и фигура,
И это пальтецо.
Снег на ресницах влажен,
В твоих глазах тоска,
И весь твой облик слажен
Из одного куска.
Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.
И в нем навек засело
Смиренье этих черт,
И оттого нет дела,
Что свет жестокосерд.
И оттого двоится
Вся эта ночь в снегу,
И провести границы
Меж нас я не могу.
Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?
Анализ стихотворения «Свидание» Пастернака
В знаменитом романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» большое место занимают стихотворения, в которых отражены личные мысли и переживания писателя. Одним из них является произведение «Свидание», посвященное последней любви Пастернака — Ольге Ивинской. История их взаимоотношений была трагической. Пастернак познакомился с Ольгой в 1946 г. Встреча стала началом бурного романа. В 1949 г. Ивинская была арестована за связь с подозрительным писателем и три с половиной года провела в ссылке. Возможно, стихотворение «Свидание» было навеяно Пастернаку ожиданием освобождения любимой женщины.
В самом начале произведения становится понятно, что со дня последней встречи влюбленных прошло много времени («засыпет снег дороги»). Лирический герой совершенно не ожидает увидеть любимую. Он встречает ее внезапно, выходя на прогулку. Неожиданность свидания подчеркнута намеренно упрощенным описанием облика женщины. Автор обращает внимание на то, что сразу же бросается в глаза: отсутствие шляпы и калош. Чтобы справиться с волнением, любимая жует «мокрый снег». Она не замечает снегопада и стекающей в рукава воды. Женщина очень долго ждала этой встречи, поэтому сейчас ей уже не важно, что происходит вокруг.
Лирический герой испытывает еще большее потрясение. Невзрачный облик любимой («косынка», «пальтецо») озарен для него «прядью белокурой». Самые незначительные детали приобретают огромное значение: «каплями росинки сверкают в волосах», «снег на ресницах».
Во время неожиданного свидания лирический герой понимает, какое большое место занимает эта женщина в его жизни. «Смиренье этих черт» навсегда запечатлелось в его сердце. Долгожданная встреча отодвинула на задний план всю жестокость окружающего мира. Влюбленные вновь слились в одно целое, между ними невозможно «провести границы».
В последней строфе автор переходит от реального свидания к обобщенным философским размышлениям. Что произойдет через много лет, когда этой огромной любви и самих влюбленных уже не будет существовать на свете? Никто не сможет понять, что происходило в их родственных душах. Останутся «пересуды» и субъективные мнения, не имеющие ничего общего с действительностью.
Автор ставит очень серьезный вопрос. Настоящую любовь нельзя выразить словами. Ее можно почувствовать лишь в своем сердце. Вместе с людьми умирает и любовь. Попытки описать чужое чувство бесполезны. Это описание будет опираться на ложные слухи и сплетни и нисколько не приблизит человека к пониманию великой тайны любви.
Не поняла. Что значит «арестовали и посадили за связь подозрительным поэтом» то есть ее посадили за связь, а ему ничего. Он хоть и подозрителен, но может прекрасно себе жить. А ее в тюрьму за 3 года. Это что вообще????
Вы задаёте вопросы как нормальный человек, который не может представить себе жизни в гигантском сумасшедшем доме, которым был сталинский СССР, такие же вопросы задают мои дочери! А почему посадили и мучили маршала Рокоссовского? Почему пересажали ученых-генетиков и разгромили всю эту научную школу? Зачем посадили Королева, который потом создал советские спутники? Это был преступный режим, во главе которого находился один из самых страшных и отвратительных преступников в истории—Усатый Людоед Джугашвили-Сталин.
Я тоже раньше так думала, а сейчас к 60-ти только поняла, что все не так просто, перечитайте как раз роман Пастернака. Он описывает там страшный хаос, который был в стране в результате революции. Сталин только такими репрессиями и смог его остановить, да это было страшно, но по -другому страна бы не выжила, не сохранилась бы и уж тем более не победила бы фашизм чуть позже, где и кем бы вы сейчас были. Пересмотрите сериал хотя бы по роману, редкий случай объективности в описании времени до и после 17 года, подумайте , проживите жизнь и тогда , возможно , не станете так категоричны.
Ивинская — самая большая любовь Пастернака.Когда ее арестовали ,она была беременна от Пастернака и в тюрьме потеряла ребенка. Так толком биографы и не могут обьяснить по чьему доносу и за что ее посадили. Пока Ольга была в тюрьме ,поэт содержал ее детей и старенькую маму. Нейгауз,вторая жена Бориса,дама прагматичная,жесткая далекая от поэзии,но цепкая,мужа отпускать не хотела.Но не вышло у нее разлучить возлюбленных.Они были вместе до смерти поэта. Ей он посвящал стихи, с ней советовался в творческих вопросах . Смалодушничал. Не ушел от Зинаиды ,жалел ,но от тоски заболел. Когда умирал от рака, Ольгу не пустили к нему проститься жена и ее родня. Она стояла и плакала под окном Пастернака. После его смерти опять по чьему то доносу Ивинскую арестовывали,отняли у нее всю переписку с поэтом,черновики его стихов ,которые хранились у нее.Она писала жалобы ,пыталась вернуть свои личные архивы,но так до своей смерти и не смогла
Блин, а к чему это «снег жуешь»?
К блинам, естественно
когда «борются с волнением» трудно контролировать свои действия. Анализ стихотворения (его история создания) многое объясняет.
так точно подобраны слова ,как будто вижу вживую эту сцену встречи .слезы наворачиваются
Этот стих был в конце 11 серийного сериала -«Доктор Живаго». До сих пор под впечатлением….
очень мило, красиво и волшебно!
«Как будто бы железом, Обмокнутым в сурьму, Тебя вели нарезом По сердцу моему.» И вообще всё в этом стихотворении волшебно!