Когда поэт находился в санатории в апреле 1962 года, создал стихотворение о сносе памятника Сталину. В те годы это было массовым явлением. Жанр: гражданская, философская лирика. Тема: разрушение монумента правителю. Идея: «пришло так быстро время пересчета»: памятник ставили на века, теперь он разрушен. Размышления о том, что надо менять мировоззрение, психологию людей.
Лирический герой смотрит на разрушение со стороны. Он помнит время, когда эти памятники ставили по стране. Чтобы увековечить память, понадобился труд множества людей, и чтобы развенчать того же человека – такой же труд. Возможно, кто ставил – тот и разрушает. Поэт рассуждает: но «камень – не бывает ни добром, ни злом». От человека остаются дела, а не памятники.
Яркий образ: «дробится рваный цоколь»: цоколь, подножие памятника состоит из камня, бетона, цемента, и он порван, искорежен молотками.
«Разъять»: слово поэтическое. Вызывает ассоциации с пушкинской строчкой: «звуки, умертвив, музыку я разъял, как труп» («Моцарт и Сальери»). У Твардовского люди пытаются «разъять» камни, как «тело» памятника.
Средства выразительности. Эпитеты: «чрезмерная забота», «немалых трудов». «Семь потов»: фразеологизм. Анафора: «чрезмерная забота». Олицетворение: «сцепились намертво каменья». Гипербола: «на тысячи веков». Автор считает, что нужна внутренняя работа над собой, нужно задавать вопросы, в том числе, себе, пытаться понять, стараться извлекать уроки из истории.