Федор Тютчев — Чему бы жизнь нас не учила: Стих

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдет!

Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать.

Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел.

Анализ стихотворения «Чему бы жизнь нас не учила» Тютчева

Произведение «Чему бы жизнь нас не учила» Федора Ивановича Тютчева посвящено Александре Васильевне Плетневой, дружба с которой украсила его поздние годы.

Стихотворение написано осенью 1870 года. Его автору в эту пору исполнилось 67 лет, он заслуженный дипломатический работник, достигший чина тайного советника, признанный поэт и философ. Адресат стихотворения, А. Плетнева, супруга пушкинского друга критика П. Плетнева. Вначале знакомство не переходило через рамки светского, затем переросло в настоящую задушевную дружбу. Скорее всего, сблизило их и горе: они примерно в одно время лишились близких людей: он – Е. Денисьевой, она – мужа. Поэт называл ее своим «нравственным пристанищем». По жанру – религиозная лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Лирический герой здесь выступает от имени человека вообще, через местоимение «нас». Интонация задумчивая, со сдержанной радостью, с единственным восклицанием в середине стихотворения. Уже с первого четверостишия автор противопоставляет суету, цинизм, практичность вере в чудеса. Она неистребима из сердца человека, слишком много необъяснимого вокруг – надо только уметь замечать. Есть то, что не скудеет, есть то, что вечно нетленно. «Земное увяданье» не властно над теми, кто уже при жизни не от мира сего. Есть «роса», которой не страшен никакой зной материального мира. «Вера не обманет»: начиная с этого четверостишия, поэт усиливает христианский смысл произведения. Если первые строки еще можно воспринимать романтически, отвлеченно, считать, что они относятся к миру мечты, фантазий, то последние строфы явно указывают на христианскую веру как фундамент мироощущения. «Для немногих»: формы внешнего благочестия достаточно распространены, но живут по-евангельски по-прежнему немногие. «Благодать»: милость Бога. Дальше, по сути, пересказываются библейские истины, заповеди. Не зацикливаться на собственном страдании, а утешать других – такой видел цель жизни человека поэт, такой видел он саму А. Плетневу. «Душу за други»: прямая цитата из Священного Писания о жертвенности. Как сказано в Евангелии, спасется только тот, кто вытерпит все до конца, не дрогнет, не пожалеет сам себя, не предаст. Эпитеты: неземных, строгих. Анафора: не все, есть. Инверсия: увядание земное.

В зрелой лирике Ф. Тютчева с особенной силой проявляется его тяготение к христианскому мировоззрению.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (49 оценок, среднее: 4,51 из 5)
Категории стихотворения "Федор Тютчев — Чему бы жизнь нас не учила":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

5 комментариев
новее
старее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Хороший стих

Хорошее стихотворение. Зачем только его изучать в 6 классе? Бедный Тютчев и не думал, что 12летки будут учить это стихотворение наизусть и делать его анализ (класс гимназический, но школа обычная)

хороший стих

Хорошие и сильные слова!!! Как поётся в песне: В самый трудный час только Вера греет нас и спасает нас Любовь… Алексей Баталов 4. Дом Поэта.

определитесь, пожалуйста, «не учила» или «ни учила»

Читать стих поэта Федор Тютчев — Чему бы жизнь нас не учила на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.