Александр Пушкин — Свободы сеятель пустынный: Стих

Изыде сеятель сеяти семена своя.

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» Пушкин

А. С. Пушкин всегда заявлял о высокой гражданской миссии поэта, который обязан обращать внимание людей на главные общественные пороки и беды. В 1823 г. он написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный», в котором в аллегорической форме описал свое беззаветное служение обществу. В основу сюжета Пушкин положил библейское предание. Эпиграф взят из Евангелия от Матфея.

Пушкин сравнивает себя с древним сеятелем. Этот образ выбран поэтом не случайно. В далекие времена, да и во время Пушкина тоже, земледелие играло определяющую роль в человеческой деятельности. От благополучного посева и сбора урожая напрямую зависела жизнь человека. Поэтому простой сеятель выступал в качестве одного из жизненных символов. Его работа предварялась обрядами или чтением молитв. Сеятель выходит на поле очень рано («до звезды»). Его руки не могут быть осквернены никаким преступлением, а душа должна быть чистой и исполненной высоких помыслов.

«Живительное семя» ассоциируется со свободолюбивыми высказываниями Пушкина, которые были призваны пробудить в людях надежду на счастливое будущее и веру в свои силы. Но поэту так и не удалось достучаться до равнодушных сердец. Его призывы остались без ответа, на них откликнулись лишь единицы. Большинство подвергло поэта насмешкам и осуждению, а реакцией высшей власти стала ссылка. Поэтому автор заявляет, что «потерял… время… и труды». Его «семена» дали незначительные всходы, о которых поэт даже не упоминает, так как ждал богатого «урожая». Пушкин излишне самокритичен. Его произведения оказали большое воздействие на образованных людей, в частности, на будущих декабристов.

Вторая часть стихотворения напрямую обличает современное общество, к которому поэт относится с нескрываемым презрением. Он сравнивает его с безмозглым стадом, которое привыкло к своему рабскому положению и не желает никаких перемен. Стаду животных не нужны «дары свободы», оно покорно несет свое бремя. Любые насильственные действия власти («резать или стричь») воспринимаются как необходимые и полезные для общества. «Ярмо с гремушками» символизирует светские развлечения и торжественные праздники, которые отводят внимание от деспотизма. «Бич» — символ неотвратимого и сурового наказания за отступление от принятых правил и законов.

Произведение «Свободы сеятель пустынный» — одно из сильнейших стихотворений Пушкина, имеющих острую социальную направленность. Оно пользовалось большой популярностью как среди современников поэта, так и среди революционного движения впоследствии.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (49 оценок, среднее: 4,49 из 5)

Слушать аудио-стихотворение:

Категории стихотворения "Александр Пушкин — Свободы сеятель пустынный":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

20 комментариев
новее
старее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Великолепное стихотворение! Сейчас смотрю на людей, и полностью это стихотворение описывает мои чувства. Никто не помнит кто такие белая армия и красная армия. Куда СССР делся…

Похоже, что многим людям не нужна свобода (настоящая свобода слова, возможность выразить свой протест и т.д.). Большинство привыкло жить в нищете, в грязи, в пьянстве. И они никогда не ощущали как живут в высокоразвитых цивилизованных странах и им это и не нужно знать… Паситесь, мирные народы! Очень правдиво, жизненно и актуально на все времена и для многих народов разных стран.

Это актуально так же и для Японии (высокотехнологичной страны). Там люди так много работают, что даже дома неделями не бывают и не видятся со своими семьями. Они снимают гостиницы и там спят в капсулах. Мало пространства, маленькие квартиры, бешеный ритм, стрессы из-за этого там по статистике каждый день по 300 человек уходит из жизни. В Японии даже есть лес самоубийц — Энгури. Туда уходят, чтобы закончить там свой путь… В Китае каждый житель находится под постоянным наблюдением камер. Каждому человеку присваивается рейтинг за его поведение. И у кого низкий рейтинг значит он лишается многих благ. Например он не сможет учиться в престижном вузе, купить билеты на самолёт в дорогом классе, не получит бесплатно от государства продукты питания и т.д. В Северной Кореи вообще диктатура. Там за каждым человеком следят агенты. Интернет только внутренний, то есть под контролем и могут посадить или убить по закону например, если будешь плохо изображать скорбь во время массовых церемоний и т.д. В Индии такая нищета на фоне роскоши. Там есть каста богатых и неприкасаемых и низшие касты (прачки, уборщики и т.д.) Низшие касты должны обслуживать высшие и если человек родился в низшей касте, то ему не светит никакой перспективы. Если например он родился уборщиком, то не сможет учиться в престижных вузах и так уборщиком и помрёт … И в Китае, и в Индии, во Вьетнаме некоторые люди живут в таких старых и убогих домах, что бы ли рады жить в хрущёвках. А в Китае есть люди, которые живут в клетках. И это ещё считается хорошо, что есть своё жильё. А на Филиппинах у кого нет денег живут на кладбище в склепах. Ужас и страх. А для них нормально. Они и этому рады. А в той же Америке (самая богатая страна мира) 5 миллионов не имеют жилья, то есть живут либо на улице, либо в передвижных трейлерах. У них высокие налоги за жильё, страховки. Да и Европе полно бомжей. Высоких уровень жизни только в Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Швеции, Австрии, Люксембурге, Дании, Канаде, Австралии, Сингапуре, Коста-Рика и т.д. А что творится в Африке? Там до сих пор настоящее рабство. Там убивают и продают детей. Вообщем картина мира получается не весёлая, а мрачная. Прогресс идёт вперёд, а жизнь не везде становится лучше.

Постскриптум
Под маской радости беспечной, сокрыта жизни нагота;
А свобода — жалкая мечта. Так написал Поэт Никитин в своём стихотворении.
О, как же он был прозорлив, он как будто видел будущее. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.

Случайно открыла стихотворение на этом сайте и сразу же в ужасе закрыла. Затем поразмыслила… и решила выразить мысль в надежде, что буду услышана.

Ребята, вы даже не удосужились эпиграф (!!!) к стихотворению разместить, зато впихнули этот абсолютно вредящий «анализ» (?), навязывающий читателю интерпретацию (и я не говорю о качестве этой интерпретации, я говорю о самой идее, лишающей возможности первого впечатления и собственных мыслей).

Ладно, ок, выложить выдержки из литературоведческих или критических статей — это круто! Но сочинение без указания авторства…? Сомнительная помощь. Во вред даже такая.

Система оценок стихотворений на сайте тоже абсурдна. Почему? Сами подумайте. Это для чего вообще? Чтобы читать самые «рейтинговые» стихотворения, что ли?

А почему вообще это стихотворение воспринимается, как обращение к, якобы, порабощенным, лишенным свободы слова? Ведь тех, у кого на повестке была лишь развлекуха на балах, ни бич, ни ярмо особо не задевали. Может быть, лучше было бы вспомнить, что автором Гавриилиады был тот же, и ни какой другой гений, и историю с Моцартом он, похоже, знал гороздо лучше, и монолог Сальери ему понадобился для совсем других целей?

После такой бредятины и отсебятины в анализе совершенно прозрачных школьных строк незачем удивляться тому, что невозможно понять, что хотел сказать с экрана тот или иной деятель.

И поучал их много говоря:Вот,вышел сеятель сеять;И когда он сеял,иное упало при дороге,и налетели птицы и поклевали то; Иное упало на места каменистые,где немного было земли,и скоро взошло,потому что земля была неглубоко.Когда же взошло солнце,увяло,и,как не имело корня,запахло;Иное упало в терние,и выросло терние и заглушило его; Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат,а другое в шестьдесят,иное же в тридцать.Кто имеет разум,да разумеет!

Человек — по образу и подобию Бога, как жёлудь, например, — по образу и подобию дуба. Вся программа развития, как известно, записана в геноме. Или распаковывай свою программу развития, зволюционируй, расти над собой, тсзть, или превращайся в удобрение для тех, кто растёт и для всяких паразитов с пейсами и картавой речью. Бог гениален, поэтому Он всё устроил очень просто. Для меня это стихотворение именно об этом.
А гражданская миссия поэта, о которой упоминает автор Анализа стихотворения, не имеет к Пушкину никакого отношения, на мой взгляд. Я думаю, что Пушкин прекрасно понимал, что государство в жизни порабощённых людей, выполняет ту же функцию, что и зоопарк в жизни лишённых свободы животных — примитивная система порабощения, лишающая свободы. Кроме всех прочих негативных, даже сатанинских функций, институт государства выполняет планомерный процесс обратной селекции, когда все Альфа-особи тотально уничтожаются, а покорные бараны, увлечённо берущие корм из рук пастухов, культивируются.
Всем известна цитата Ленина о том, что государство — это аппарат насилия. Но эта информация совсем не мешает изнасилованным гражданам государств наивно уповать на любовь и заботу государственных чиновников, всем известной национальности, и ориентироваться в своих отношениях с государственным аппаратом насилия, тсзть, опираясь на свой благословенный рабский Стокгольмский синдром. Увы(
Кстати, в реальной жизни стадо баранов никогда не водит баран, а только козёл. Это приятная новость для баранов, я надеюсь))

Вы главное сами следуйте своим убеждениям

Надо помнить в какое время Пушкин создал это произведение. В какой России. В каком состояние было то общество, если можно так сказать. Не надо всё сказанное столетия назад перекладывать на Сегодня.

Удивительно, но верно. И все же сдвинулось сознание в область самоуважения , особенно как ни странно у порабощенных наций бывшей России и СССР. Странное это было порабощение, ни одна нация не была уничтожена, помогли создать свои письменные языки, интеллигенцию, в отличии от северо южно и североамериканских индейцев.

Пушкин гений. Очень актуально и сейчас

Дорогой Александр Сергеевич! Простите нас, пожалуйста, за то, что это стихотворение всё ещё про нас!

Стихотворение о поражении революции Испании от Наполеона.
Скажу больше к нам — никакого отношения никогда не имело — кроме как коммунистическом вранье

Претензии к советскому миру крайне глупы.

Не забывайте свои слова. Помните об этом и старайтесь исправиться (обращение ко всем включая себя) .

опять про СССР 91-го и Украину 2013-го

Как показывает вековая практика жизнь учит исключительно собственным порой горьким опытом

Читать стих поэта Александр Пушкин — Свободы сеятель пустынный на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.