Произведение «Ночь» Александра Александровича Блока – порождение мистической настроенности поэта, его увлеченности учением о Вечной Женственности.
Стихотворение датируется ноябрем 1904 года. Его автору исполнилось 24 года, он учится в университете, женат на Л. Менделеевой, выпустил дебютный сборник поэзии. В жанровом отношении – фантасмагория, рифмовка перекрестная. Лирический герой – маг, жрец, волхв, владеющий оккультными тайнами. Ночь приходит как ипостась Софии из учения В. Соловьева. Она антропоморфна и в то же время не принадлежит человеческому роду.
«Осиянная»: не эпитет, а одно из «Женственных Имен». Она приходит как царица, воительница («шлем остроконечный», «черные колесницы»). Одеяние Ее – как у римской богини. Противостоять Ей никто не может. Трепетное «Ты» с заглавной буквы – типичное обращение поэта к главной героине «Стихов о Прекрасной Даме». Чернота поглощает мир, погружает его в сон, начинают происходить небывалые днем события. «Оперлась на циркуль»: узнаваемый в масонстве символ Великого Архитектора (здесь – Она), Строителя Вселенной. Фигура героини грандиозна, Земля перед ней – песчинка, не говоря уж о луне. «Равнодушно смотрит»: глуха к страданиям и радостям человеческим. Ее косы покрывают тьмой земные равнины, одна тень от крыльев – и та простирается на половину всего подлунного мира.
В заключительных строках то ли волхв, то ли сам взволнованный и очарованный автор протягивает к Ней руки: кто Ты? Он будто в лихорадке, одурманен. Обычная жизнь утратила для него всякий смысл. «В нимбе красного огня»: возможно, в преддверии рассвета. Герой тщетно пытается проникнуть в Ее тайну. Ему остается ждать следующей ночи, чтобы вновь вопрошать и не получать ответа. Продолжением и развитием темы стихотворения можно считать чуть более позднее произведение тоже известного мистика В. Иванова «Ночь».
Индивидуально-авторский эпитет: бледно-фосфорном. Анафора, ряд инверсий (бороздит свод), повторы (плывет), Эпитеты: стезею млечной (имеется в виду наша Галактика), сравнение (путем цариц), циркуль тяжкий (ноша миростроительства), зельями ночными (еще и инверсия). Два риторических вопроса в финале. Лексика возвышенная, в духе символизма Серебряного века. Устаревшее слово: пол-чела (половину лба). Медлительные перечислительные градации, сновидческая интонация, звукопись, ряд выразительных тире.
Стихи «Ночь» А. Блока – мистерия ночных откровений бессонному жрецу тайного культа.