Марии Павловне Ивановой
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.
Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул — и поезд в даль умчало.
Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…
Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.
Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока
Стихотворение «На железной дороге» (1910 г.) входит в цикл Блока «Родина». Поэт изобразил не просто случайный эпизод гибели женщины под колесами паровоза. Это символический образ тяжелой русской судьбы. Блок указывал, что сюжет основан на трагической истории гибели Анны Карениной.
Из содержания произведения нельзя понять, кем была женщина при жизни и к какому относилась сословию. По некоторым деталям можно заключить, что не к высшему. Цветной платок и косы могут указывать на крестьянку. К тому же железнодорожная станция располагается «за ближним лесом», женщина прекрасно слышит звук приближающегося паровоза.
Несомненно лишь то, что героиня глубоко несчастна. Приходить на станцию ее заставляют страдания и надежда на счастье. Перед прибытием паровоза женщина всегда сильно волнуется и старается придать себе более привлекательный вид («нежней румянец», «круче локон»). Такие приготовления характерны для девушки легкого поведения. Но вряд ли железнодорожная платформа подходящее место для поиска клиентов.
Блок предлагает читателю самому «дорисовать» судьбу женщины. Если это крестьянка, то она может пытаться вырваться из деревенской жизни. Автор особо выделяет мимолетную улыбку гусара, которая на мгновенье подарила девушке надежду. Эта сцена напоминает «Тройку» Некрасова. Разница лишь в средстве передвижения.
Но дня проходят за днями, а пассажирам проходящих паровозов нет никакого дела до одинокой девушки. Ее молодость безвозвратно проходит в тоске и бесполезном ожидании. Героиня приходит в отчаяние, ее бесконечные «поклоны» и «жадные взоры» не приводят ни к какому результату. Подруги, вероятно, уже давно нашли себе спутников жизни, а она до сих пор живет в своем воображении. В таком состоянии она принимает решение о самоубийстве. Железная дорога забрала у нее молодость, пускай забирает и ее жизнь. Физическая смерть больше не имеет значения, так как девушка уже давно «любовью… раздавлена». Она испытала настоящую боль при жизни.
В последней строфе автор предупреждает: «Не подходите к ней с вопросами, вам все равно…». Казалось бы, это мертвой девушке уже «все равно». Но Блок специально заостряет на этом внимание. Люди посудачат и разойдутся по своим делам, забыв о случившемся. А девушка испила чашу страданий до конца. Смерть стала для нее облегчением. Обсуждение ее судьбы и мотивов, толкнувших на самоубийство, станет осквернением памяти чистой души.
Стихотворение «На железной дороге» заставляет задуматься о причинах, толкающих молодых и здоровых людей на самоубийство. В христианстве это считается страшным грехом. Но к такому шагу может привести обычное равнодушие окружающих, которые в нужный момент не захотели поддержать отчаявшегося человека.
Боль и тоска в этом произведении. Блок понял всю силу чужого страдания, потому что сам всё перестрадал. И в чувствах всё нам передал… в своих стихах нам сокровенных. А эту девушку конечно можно пожалеть. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
У меня есть о железной дороге
Тихая радость
Сады похабно развалились.
А здесь под сваями мостов
Угрюмо гаражи лепились
По краю брошенных холмов.
По узкоколейке путь неблизкий,
Но нам горит зелёный свет.
На рельсах отблеск серебристый,
Как чей-то мрачный силуэт.
И мимо мчатся поезда,
И веет сыростью холодной,
Но есть весёлая тоска
И в этой радости убогой.
Примечание: к стихотворению «На железной дороге». — Блок охарактеризовал это стихотворение как «бессознательное подражание одному из эпизодов в романе Л. Толстого «Воскресение»: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне вагона Нехлюдова в бархатном кресле ярко освещённого купе первого класса». Иванова Мария Павловна (1874-1941) —сестра Е. П. Иванова, друга Блока; по профессии — врач. Молчали жёлтые и синие, в зелёных плакали и пели. — В дореволюционное время в России вагоны 1-го класса окрашивали в синий цвет, 2-го класса — в жёлтый, 3-го класса — в зелёный. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
очень понрав
Каждый по своему это понимает
очень хорошо было б если они были живы!
всем хотелось бы…
Очень люблю это стихотворение, особенно образ поезда — этакой адской махины. Но не хочу, чтоб попалось на ЕГЭ. Уж больно многозначное и больше интуицией постигается, чем умом.
Стих огонь!!! Жду следующего)
ага, встанет из гроба и напишет)
Господи, что за тупой анализ?! Это ребенок 7ми лет сочинил? Вовсе Блок не о женщине писал, а о России. Россия в метаниях после первой февральской революции, близится крах империи. Образ женщины в цветном платке — Россия, как и у Некарамова. О войне это, об измученной стране… Поезд — это время. Тоже мне, женщина легкого поведения Стыдно должно быть публиковать такую чушь
Круто! А Татьяна Ларина это тоже Россия? А Евгений Онегин Германия? А Ольга это Англия? А Ленский это наверное Турция? Хотя нет, тогда Онегин Россия, а Татьяна Германия что-ли? Типа Германия отказала России и та пошла лесом.
Стихотворение написано в 1910 году. До февральской революции семь лет, до войны (Первой мировой четыре года). Не очень склеивается предложенный Вами разбор. Скорее девушка у Блока — девушка, красивая и молодая. И тем пронзительнее и ярче образ России, через эту житейскую картину. Стихотворение цепляет… Последняя строфа отпечатывается с первого прочтения навсегда…
Всё верно. О России. О судьбе. О нëм. Он отождествлял свою судьбу и судьбу России. Во многих стихах это прослеживается. Безусловно невозможно понять и быть уверенным, что автор в точности имело ввиду. Но если вы читаете например Блока, если Вам близка его поэзия, значит Вы можете судить. Так как имеете схожий образ мысли и харрактер. Это называется «по аналогии». В юриспруденции применяется такой подход, применим его и в поэзии. Безусловно тот, кто чувствует Блока, конечно не будет писать тут про ЕГЭ. Какое счастье что я ЕГЭ не сдавал. Несколько старше. Но если бы пришлось, хотел бы по Блоку Но не сдал бы. Так как не сдал сочинение по Блоку в школе. «Содержание не соответствует теме сочинения».
Стихотворение трогает до глубины души, однозначно рекомендую к прочтению всем!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ СТИХ *НО ОЧЕНЬ ГРУСТНЫЙ !
Печальный стих, который посвящается Марине, кем она являлась я так и не понял. Он напоминает о ее смерти. Идея стиха мне понравилась, он в нем призывал женщин бороться за лучшую жизнь. И не важно кто ты по статусу, крестьянин и кто бы не был.
Прекрасный шедевр прекрасного автора, тронуло до глубины души. Дорисовала себе и девушку и ее судьбу.
Я дорисовала судьбу этой женщины. Она приходила на станцию много раз. Видимо, ожидала кавалера, который воспользовался ею и обещал вернуться…
Пронзительно и печально….