Я жду… Соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.
Я жду… Темно-синее небо
И в мелких и в крупных звездах,
Я слышу биение сердца
И трепет в руках и в ногах.
Я жду… Вот повеяло с юга;
Тепло мне стоять и идти;
Звезда покатилась на запад…
Прости, золотая, прости!
Анализ стихотворения «Я жду… Соловьиное эхо» Фета
Афанасий Афанасьевич Фет – мастер лирического пейзажа, способный придать ему и динамизм, и напряженность.
Стихотворение написано в 1842 году. Его автору в эту пору исполнилось 22 года. К этому времени он уже перевелся с юридического факультета на философский. Уже дебютировал на литературном поприще с книгой стихов. По жанру – элегия, по размеру – трехсложник с холостой и перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Только одна рифма закрытая. Лирический герой – сам автор. Композицию можно назвать кольцевой, раз уж один и тот же рефрен присутствует и в начале, и в конце стихотворения. Итак, «Я жду…»: молодой лирический герой томится сладким предчувствием. Описанная им ночная картина яркая и красочная: соловьи, река, луна, звезды, теплый ароматный ветер. Герой заворожен самозабвенным пением соловьев, доносящимся с другого берега. В эту минуту он один, но никакая забота его не мучит, никакая потеря не отравляет этот момент таинственной беседы человека и природы. «Бриллианты травы»: живая метафора. «На тмине светляки». Собственно, в период цветения тмин привлекает множество насекомых. Для этой цели его даже сажают в садах. Упомянутые светляки – жуки с органами свечения. Пейзаж почти фантастический, хотя и такой земной, узнаваемый. Вторую строфу вновь, как в бреду, поэт открывает анафорой «я жду». Звездное небо сияет так близко, что герой в состоянии разглядеть даже мелкие звезды. Он смотрит на себя немного со стороны: слышу биение сердца. Поэт намеренно использует подробности, детали, чтобы придать образам стихотворения больше правдоподобия: мелких и крупных, руках и ногах, стоять и идти. Наконец, в 3 строфе – вновь та же анафора. Многоточие подчеркивает напряженность ожидания героя. В эту волшебную ночь даже «повеяло» — и то «с юга»: никакого холода, севера, печали, страха. Герою «тепло», время идет, а он то бродит по сверкающей траве, то стоит, прислушиваясь к себе и миру. «Звезда покатилась»: в этом ли разгадка ожидания героя? Быть может, он почти по-детски решил загадать самое заветное желание, чтобы обязательно сбылось? Вот почему он покинул дом и вышел в ночь. Или же герой надеется разглядеть, прочесть тайну своего будущего? А возможно, здесь не обошлось и без романтического чувства. Повтором «прости» и ласковым обращение «золотая» он словно прощается со звездой, переставшей быть частью этой величественной картины. В финале и многоточие, и восклицание. Эпитеты: блестящей, темно-синее. Инверсия: горят светляки. Типичное для XIX века прочтение слова «звезды» через «е», а не «ё», как сейчас. Соответственно, и ударение звучит иначе.
В ранней лирике А. Фета уже заложены основные черты, темы и образы зрелого творчества поэта.