Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой — душа и мысль моя.
И как в росинке чуть заметной
Весь солнца лик ты узнаешь,
Так слитно в глубине заветной
Всё мирозданье ты найдешь.
Не лжива юная отвага:
Согнись над роковым трудом —
И мир свои раскроет блага;
Но быть не мысли божеством.
И даже в час отдохновенья.
Подъемля потное чело,
Не бойся горького сравненья
И различай добро и зло.
Но если на крылах гордыни
Познать дерзаешь ты как бог,
Не заноси же в мир святыни
Своих невольничьих тревог.
Пари всезрящий и всесильный,
И с незапятнанных высот
Добро и зло, как прах могильный,
В толпы людские отпадет.
Анализ стихотворения «Добро и зло» Фета
Философская лирика «Добро и зло» — одна из вершин творчества поэта XIX века Афанасия Афанасьевича Фета. В нем уже чувствуется дыхание приближающегося Серебряного века русской поэзии.
Стихотворение создано в 1884 году. Поэту уже 64 года, он задумывается над написанием собственных мемуаров. Недавно он закончил перевод «Фауста» И. Гете, начал публикацию несколько частей сборника «Вечерние огни». Поэт погружен в хозяйственные хлопоты в новом имении.
По жанру — философская лирика, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. В этом сложном для восприятия произведении поэт как бы обращается к своему нынешнему и будущему читателю, возможно, поэту. В нем ярко воплотилось тогдашнее мировоззрение А. Фета. Равноправными он считает не добро и зло, а материальный и душевный мир. Факт их существования для него очевиден. Однако он признает, что душевное, работа ума и мысли — это не божество. Духовный мир стоит выше двух обозначенных им миров. В трудах, творчестве, мелочах повседневной жизни следует всегда помнить — на чьей ты стороне.
В последних строфах поэт, как старый романтик, не может удержаться от почти богоборческих мотивов. Подъем на крыльях гордыни он считает оправданным, если есть некая высокая цель. Более того, в таком полете, как считает А. Фет, человек даже способен встать над добром и злом, отринуть их, оставить на Земле, устремиться в какие-то совсем уж потусторонние заоблачные сферы. Впрочем, такого человека он аттестует «богом» со строчной буквы, понимая истинное место человека в мире святыни. Следует отметить, что в названии первым идет «добро», а не «зло». Подобная трактовка перекликается с одой Г. Державина «Бог».
Лексика возвышенная (бытия, слитно, мирозданье, крылах, невольничьих, чело, лик). Рифмы открытые и закрытые, женские и мужские. Эпитеты: глубине заветной, юная отвага, роковым трудом, незапятнанных высот. Сравнение: как прах могильный. Повторы: два. Уменьшительно-ласкательный суффикс в слове «росинке» будто возвращает читателя этих строк в мир более привычный всем музыкальной пейзажной лирики поэта. Накал переживаний подчеркивает употребление в заключительной строфе приставок: всезрящий, всесильный, незапятнанных.
Рекомендации А. Фета начинающим поэтам в стихотворении «Добро и зло» нашли отклик в сердце юного А. Блока. Произведение, написанное на склоне лет, полно размышлений о тайне бытия и творчества.
Хороший призыв!!! Круто!!!
Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
Прочитав захотелось поделиться своими строками.
Жизнеутверждающее Четверостишие
Минувшего уже не возвратить,
Грядущего не стоит нам боятся.
Хоть смерть и есть, но всё же нужно жить,
Ведь слово Жизнь — так значит не сдаваться…