Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Анализ стихотворения «Родина» З. Александровой
Зинаида Николаевна Александрова – советская поэтесса, переводчица, член редколлегий многих детских журналов середины XX века.
Стихотворение написано в 1970 году. Поэтессе в эту пору исполнилось 63 года, она классик советской детской литературы, ее книги активно публикуются, проходят регулярные встречи с маленькими читателями. По жанру – патриотическая лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Рифмы как открытые, так и закрытые. Лирическая героиня – сама автор. Интонация задумчивая, ближе к финалу – жизнеутверждающая. В первом четверостишии поэтесса объясняет малышам свои ассоциации при слове «Родина». Героиня описывает не какую-то вымышленную картину, а подлинное детство самой З. Александровой. Она родилась до революции, ее ранние годы прошли в Петербурге. Но самым незабываемым временем были поездки на дачу летом. Именно этот домик и окрестности изображает она в своем стихотворении. Дом, смородина (даже известно, что она была красной и черной), даже тополь у ворот – все живо в памяти поэтессы, а ведь с тех пор минуло более полувека. С нежностью она рисует простую, такую узнаваемую картину: река, березка-скромница, бугор, поросший ромашками. Во второй строфе она переключается на детство своих читателей. «Московский двор»: сама она много лет прожила в столице, хорошо знала московских ребятишек. Дальше идут наброски нехитрых занятий детворы: кораблики в лужах, прыжки со скакалкой. «Фабрики гудок»: здесь опять-таки возможна связь с биографией самой поэтессы. Дело в том, что она в молодости работала на прядильной фабрике, тогда же начала публиковаться. Наконец, в завершающем четверостишии, героиня приветствует Родину детей из разных республик. «Золотая целина», должно быть, казахстанская. В заключительных строчках – главный вывод: Родина бывает разная, но у всех она одна! Здесь и первое восклицание. Этот итог – своеобразный афоризм произведения. Эпитеты просты, как это обычно и бывает в поэзии для детей: радостный гудок, красная степь, ромашковый бугор. Инверсия: встает дом. Вообще, глаголов в стихотворении немного. Несколько многоточий создают проникновенную атмосферу, заставляют ребенка присмотреться к привычному пейзажу, играм, дому, городу. Пара уменьшительных суффиксов: березка, кораблики.
Произведение «Родина» З. Александровой – пример доступной патриотической лирики для детей.
очень красивый стих! учу наизусть. спасибо автору за это чудо!)
задали задания по ОРЕКСЭ написать стих в тетрадь о родине мне он ооооооочень понравился и я его записала
красивый
Стих очень хороший мне понравился
я в третьем классе он сложный
я тоже в 3 классе учу на коференцию очень классное
ага мне тоже понравилось
я в 3 классе очень помогло.Учу
а нам не надо учить
Мне выучить надо я в 3 классе. Спасибо за то что он тут есть.
Хорошо
прикольный
Этот стих прекрасен
Мне среду нужно рассказать как сказать выучить вот учу чтобы 5 получить
Спасибо за этот стих он очень крутой я сейчас выучу и завтра расскажу этот стих
Мне 6 лет и я его буду рассказывать на подготовке
Мне его задали учить я в 3 классе❤️
Я тоже в 3 классе и мне задали учить по родной литературе
плохо
Это очень очень красивый стих
Наоборот совсем!
Я буду его рассказывать на уроке этики -СПАСИБО
ПОЖАЛУЙСТА
не очень
Очень-очень хороший стих
Очень хороший сайт!
очень красивый стих!!!!!!