Сын
отцу твердил раз триста,
за покупкою гоня:
— Я расту кавалеристом.
Подавай, отец, коня! —
О чем же долго думать тут?
Игрушек
в лавке
много вам.
И в лавку
сын с отцом идут
купить четвероногого.
В лавке им
такой ответ:
— Лошадей сегодня нет.
Но, конечно,
может мастер
сделать лошадь
всякой масти. —
Вот и мастер. Молвит он:
— Надо
нам
достать картон.
Лошадей подобных тело
из картона надо делать. —
Все пошли походкой важной
к фабрике писчебумажной.
Рабочий спрашивать их стал:
— Вам толстый
или тонкий? —
Спросил
и вынес три листа
отличнейшей картонки.
— Кстати
нате вам и клей.
Чтобы склеить —
клей налей. —
Тот, кто ездил,
знает сам,
нет езды без колеса.
Вот они у столяра.
Им столяр, конечно, рад.
Быстро,
ровно, а не криво,
сделал им колесиков.
Есть колеса,
нету гривы,
нет
на хвост волосиков.
Где же конский хвост найти нам?
Там,
где щетки и щетина.
Щетинщик возражать не стал, —
чтоб лошадь вышла дивной,
дал
конский волос
для хвоста
и гривы лошадиной.
Спохватились —
нет гвоздей.
Гвоздь необходим везде.
Повели они отца
в кузницу кузнеца.
Рад кузнец.
— Пожалте, гости!
Вот вам
самый лучший гвоздик. —
Прежде чем работать сесть,
осмотрели —
всё ли есть?
И в один сказали голос:
— Мало взять картон и волос.
Выйдет лошадь бедная,
скучная и бледная.
Взять художника и краски,
чтоб раскрасил
шерсть и глазки. —
К художнику,
удал и быстр,
вбегает наш кавалерист.
— Товарищ,
вы не можете
покрасить шерсть у лошади?
— Могу. —
И вышел лично
с краскою различной.
Сделали лошажье тело,
дальше дело закипело.
Компания остаток дня
впустую не теряла
и мастерить пошла коня
из лучших матерьялов.
Вместе взялись все за дело.
Режут лист картонки белой,
клеем лист насквозь пропитан.
Сделали коню копыта,
щетинщик вделал хвостик,
кузнец вбивает гвоздик.
Быстра у столяра рука —
столяр колеса остругал.
Художник кистью лазит,
лошадке
глазки красит.
Что за лошадь,
что за конь —
горячей, чем огонь!
Хоть вперед,
хоть назад,
хочешь — в рысь,
хочешь — в скок.
Голубые глаза,
в желтых яблоках бок.
Взнуздан
и оседлан он,
крепко сбруей оплетен.
На спину сплетенному —
помогай Буденному!
Анализ стихотворения «Конь-огонь» Маяковского
Владимир Владимирович Маяковский в конце 1920-х годов подписывает договор с издательством на выпуск нескольких книг для детей. Настороженно принятые, они позднее стали хрестоматийными образцами советской детской литературы.
Стихотворение написано в 1927 году. Его автору в эту пору было 34 года, он пишет киносценарии, возрождает журнал «ЛЕФ», его называют «рупором массы». Жанр — поэтический рассказ, размер — хорей. В своем интервью чешской газете поэт дает этому стихотворению новое, деловое название «О коллективной работе». В. Маяковский ставил себе задачу воспитать из ребенка полезного члена общества, человека труда. Поэтому стихотворение напоминает цепочку технологических процессов, более того, завершается оно тоже призывом к общественно-полезному делу: помогай Буденному! (Семен Буденный — военачальник). Как настоящий хозяйственник, поэт ведет за собой ораву ребятишек: от станка к станку, от мастера одной рабочей специальности — к другой. Недаром в этот год вышла у него статья «Как делать стихи»: кажется, поэт был решительно настроен «поверить алгеброй (читай — индустриализацией) гармонию». Ударный, энергичный ритм пронизывает все произведение. Краткое «конь-огонь» уже звучит как призыв к действию.
Поэт разговаривает с детьми не на «детском языке». Лексика разговорная, живая. Впрочем, уменьшительные суффиксы смягчают производственные моменты: колесиков-волосиков, глазки, хвостик. Использует известный дидактический прием: знакомство с (в данном случае) профессиями через прогулку. Щетинщик и кузнец, изготавливающие игрушку — для современного читателя анахронизм. Перепады ритма, неожиданные рифмы служат достижению лаконичности и наглядности: гости-гвоздик, масти-мастер, много вам купить четвероногого. С теплотой описан готовый конь: лошадь вышла дивной, конь горячей, чем огонь. Есть столь любимые детьми мелкие детали: глазки голубые, в желтых яблоках бок, для копыт использован именно «лучший гвоздик». Сделана игрушка была за один день: поэт учит не затягивать процесс, не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Эпитеты: удал и быстр. Множество повторов для лучшего усвоения материала: хочешь, что за, хоть, столяра рука, столяр остругал, оплетен, оплетенному. Краткая, телеграфная прямая речь, риторические вопросы и восклицания усиливает динамику.
Мысль о новых, реалистических стихах для советских детей пришла в голову В. Маяковскому почти сразу после революции. Так появился «Конь-огонь» — рассказ о профессиях.
«Рабочий спрашивать их стал:
— Вам толстый
или тонкий? —
Спросил
и вынес три листа
отличнейшей картонки.»
Так на замполит описывал «несунов», которые несли с работы чего не попадя.
Замполит мужик был башковитый, детских стихов не чурался.
Может, он вообще писал агитку по соц.заказу весь стих ради
Последней строчки.
Вот в каком году по появился плакат (Пролетарий — на коня).
Может, он вообще писал агитку по соц.заказу. Весь стих — ради последней строчки.
Вот в каком году по появился плакат «Пролетарий — на коня!»??
Анализ достал ещё в школе. И апломб анализаторов. Ну откуда что лет спустя вы знаете, что ХОТЕЛ сказать? Максимум, что ВЫ прочитали.
А почему из всех военачальников ( вы же не думаете что он был один?)выбран именно Буденный? Создатель и командарм 1й конной армии и ,емнип, в период написания, Главком кавалерии.
Только гвоздиКОМ кузнец прибивал хвостик, чтоб вы понимали процесс.
мне уже надоел анализ стихотворения