Владимир Маяковский — А вы могли бы: Стих

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Анализ стихотворения «А вы могли бы» Маяковского

Стих Маяковского «А вы могли бы…» наиболее ярко отражает его оригинальный талант поэта-футуриста. Оно было написано в 1913 г. и является одним из первых серьезных заявлений автора о себе.

Стихотворение имеет небольшой размер, но при этом перенасыщено сложными смысловыми конструкциями. Начинается оно с гордой демонстрации авторского «Я». Маяковский отличался бунтарским характером, ему был свойственен крайний индивидуализм и склонность к необычным экстравагантным выходкам, шокирующим окружающих. Быстрота и бескомпромиссность действия подчеркнута словом «сразу». Лирический герой проводит резкую черту между собой и обыденностью окружающего мира. Он намерен решительно преобразовать серость «будня».

Сложные метафоры («блюдо студня», «косые скулы океана»), применяемые автором, с трудом поддаются восприятию. По классическим представлениям они должны означать перенесение свойств одного предмета на другой по общему признаку. Но Маяковский создает метафоры совершенно произвольно, исключительно по собственным представлениям. Он не учитывает сходство предметов, а основывается на произведенном эффекте.

В основе произведения только угадывается обычный будничный процесс принятия пищи. Автор стремится волшебным образом осветить это действие, раскрасить его яркими красками. Противопоставляя себя серой массе, лирический герой создает свой уникальный мир, где «на чешуе жестяной рыбы» можно прочесть «зовы новых губ».

В заключительных строчках Маяковский обращается с риторическим вопросом к читателям. Его парадоксальность делает ответ заранее известным. «Ноктюрн… на флейте водосточных труб» сыграть никому не удастся. Только автор уверен в своих безграничных возможностях. Богатое воображение и способность всегда «плыть против течения» — залог его уверенности.

Маяковский считал, что ему подвластно все, не существует никаких границ и пределов. Но в гордом и самоуверенном тоне чувствуется тоска поэта от одиночества. Финальный вопрос – это также попытка найти единомышленников. Поэт презирал буржуазное общество за отсутствие фантазии и пошлое мещанство. Это чувство сделало его впоследствии горячим сторонником революции, лозунгом которой было полное уничтожение старого мира и строительство абсолютно нового общества. Это стремление, в свою очередь, привело к разочарованию поэта советской властью, когда он понял, что по-прежнему остается одиночкой, а люди в массе нисколько не изменились.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (82 оценок, среднее: 4,35 из 5)

Слушать аудио-стихотворение:

Категории стихотворения "Владимир Маяковский — А вы могли бы":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

40 комментариев
новее
старее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Созвучие биполярных снов и биполярных сочетаний. Ночных попутных волн и утреннего ветра, скользящих в нежной глади облаков. Уснувших каравелл серебряного света тающей луны. Соединенных безмятежных встреч и слов, проснувшегося утром диалога.

Я пробовал играть на них —
На ржавых трубах водостока.
Ведь получилось у других
И даже без следов подтёка.
Но как я не старался дуть,
Из этих труб ноктюрн не лился.
У рыб железных не спросить,
Секретом автор не делился.
Я студня съел почти ведро,
Но звуки вышли тут другие.
Наверно надо взять «Бордо»?
Ах, вина нынче дорогие.
Колоду карт залил вином,
Секрет на них не проявился.
Быть может применить бином?
Тут сам бы Ньютон разозлился.
В окно я видел много губ,
Но зова их я не услышал.
Народ на чувства нынче скуп,
А может я их не расслышал.

Я бы бился над этой загадкой и дальше,
Но Всевышний включил, вдруг, над городом «душ».
Зазвучали те трубы и даже без фальши
Мне сыграли ноктюрн, ноты брызжут из луж.

Если вы оказались в тупике — попробуйте включить заднюю передачу.

Безмятежность дуалистичности «шума» облаков.

Было интересно читать это стихотворение. И что-то вцарапнулось в меня после прочтения его стихов, а потом ещё было долгое послевкусие. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.

Точь-в-точь так же, как у вас!!!

наверное единственное «хорошее» стихотворение Маяковского. Тут хотя бы понятна идея и глубина мысли. В остальном же простая графомания

А он и писал, что у Блока и у него графоманские стихи. Но уточнил, что у Блока из 8 — 1, а у него из 10 — 1. Лично я считаю, что у него больше графомании, чем у Блока. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.

Здравствуйте.
Моё мнение что произведение написано от имени ВЕТРА.

Есть такое выражение: «Я художник, я так вижу».
Это выражение ироничное, а Маяковский в своем стихе серьезно показал, как чувствует, как видит художник, поэт.
Обыденность раскрашена в другие цвета.

Прочитав все комментарии на стихотворение, я понял, что у каждого свое представление на этот счет, но вот мое мнение по этому поводу:
«Я сразу смазал карту будня» — скорее всего, опять же сугубо субъективно, тут имеется ввиду, что «карта» — ежедневная рутина, которую главный герой «смазал» — сделав более яркой, ритмичной и добавил ‘жизни’ к ней и сделал он это дерзко, незамедлительно — «плеснувши краску из стакана» — и незамедлительно — «Я сразу».

«Я показал на блюде студня,
Косые скулы океана.» — тут автор имеет ввиду, что он показал свой талант, то, чего не будет у других — его неповторимого стиля, а так же показал умение видеть то, что не сможет увидеть каждый — «косые скулы океана» — умело жонглируя метафорами, смысл, заложенный автором, который до сей поры так и остался неизвестен.

«На чешуе жестяной рыбы,
Прочел я зовы новых губ» — очень интересное место, где, как я думаю, автор хотел сказать, что «рыба» — это старые стихи и все устои с ямбами и стихотворным размером, и эта рыба уже устарела и автор увидел в ней нечто новое — «зовы новых губ» — увидел там то, что всеми не было признано, за что и были писатели серебряного века первое время не любимы — они ломали устои, правила, по которым писались стихи, все это для них лишь значил пустой звук и они писали так, как они хотели и видели, проявляя свой талант. Хочу подметить, что Маяковский первое время за это и не любил Александра Сергеевича, это он уже потом написал свою поэму «Юбилейное» с немым диалогом с самим с собой, а не любил он его за то, что у того, видите ли, было все слишком постно, слишком идеально: стихотворный размер, каждая строчка идеально срифмована — Маяковский считал это лизанием ж*пы, всем читателям того времени, просто, чтобы угодить им, но поменял же он свое мнение на его счет, как и над Есениным, из за того, что он не понимал, что это было не «лизанием ж*пы», а Пушкин делал то, что ему нравилось! Это был его талант!

Вернувшись к стихотворению, мы видим самую интересную его часть, часть, ради которой и было предисловие:
«А Вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб» — если в предыдущей части лирический герой нам показывал свое умение идеально подстраивать все под стихотворный размер, то сейчас, он показывает нам свою суть! Он показывает, опять же, свой талант! И какой же он, все же, хитрый лис, ведь если соединить 3 верхние строчки в этом отрывке, то получится почти идеальный стихотворный размер (что такое стихотворный размер, надеюсь, кто не знает, догадался забить это в интернете, если же нет, то это уже ваши проблемы, т.к. объяснять что это — уж точно не мой конек). Здесь же мы видим вызов главного героя другим, недовольным, его творчеству! Он показал другим, что ОН может как они, но вот могут ли ОНИ как ОН? Вот что спрашивает Владимир других! И это, естественно, был риторический вопрос, ведь он, опять же хитрый лис, знает, что нет! Они то, как раз, не могут как он. И, возвращаясь разделению одной строчки: «А вы ноктюрн сыграть могли бы» — это было сделано специально, в своем собственном стиле, со своим почерком, со своей фишкой, со своим ТАЛАНТОМ Маяковский ставит жирную точку в этих распрях, ведь он доказал всем, что он может как они, да еще как! Завуалировав такой гениальный смысл! Именно по этой причине это мой самый любимый поэт того времени, и, хоть в некоторых частях я с ним не согласен, но не поражаться его талантам у меня не получится никогда.

Подведя итог хочу сказать, что, конечно, это все сугубо субъективно и, несомненно, кто то видит в этом иной смысл, но, если смотреть по годам, то стихотворение было написано именно в те «бунтарские» годы Маяковского, где он пытается заявить о себе другим, не боясь общественного гнева, а наоборот, питаясь им для новых творческих позывов.

P.S.
(Если вы нашли очепятки, то прошу простить)

Позвольте с вами не согласиться. К какому течению Маяковский относился? К модернизму — правильно, модернизм отрицал все старое искусство и поэзию. Стихи Маяковского имеют четкий ритм, это одно из правил стихосложения , и рифма присутствует тоже. Тем не менее , если вы знаете законы стихосложения вы увидите: стихотворение написано четырехстопным ямбом и перекрестной рифмовкой, мужская и женская рифма написаны правильно. Так что в данном стихотворении правило стихосложения выполнено. Главное для модернистов, и в этом их заслуга и они это выполнили и не только они но ещё три течения вышедшие из модернизма обогатили русскую поэзию новыми возможностями … Для будущих поколений поэтов. А законы стихосложения это фундамент поэзии.

Маяковский относился к футуризму

Вообще-то Владимир Маяковский относился не к модернистам, а к футуристам. Понятия модернизм и футуризм очень разные. Модернизм относится к ИЗО, Живописи, а футуризм — к литературе.

Владимир Маяковский — это Егор Летов нулевых — десятых годов.

отвартный анализ. это автор с трудом воспринимает стихи маяковского и видимо совершенно лишен представления о том, что такое метафора. А пассаж про тоску и одиночество — чистая осебятина.

«…плеснувши краску из стакана». Пожалуй, в этом стихе (для особо одаренных: стих — это строка стихотворения, а не само стихотворение) содержится вся суть Маяковского. Сперва плеснул в стакан, затем увидел и услышал. Многие не понимают и не любят произведения этого поэта, а я и понимаю, и люблю. И ноктюрн сыграть на флейте водосточных труб могу.

Стихи отличные.

Написано от лица пьющего человека, притом, практически не закусывающего.
Ну, а так как действительность уже размыта, в студне поковырялись, и вобла двоится перед глазами.. наступает черед вопросов.
И ноктюрн на флейте водосточных труб звучит гораздо лучше, чем, а вы бы вдули девице N с обложки февральского «Модный СвѢтъ».

Тут сидят не лицемеры, а лицехваты. Хвать за лицо!

Как я вижу тут сидят одни лицемеры, которые сами ничего не поняли, но прочитав анализ «ЭТО ШЕДЕВР»

Как вижу, вам обидно, что вы ничего не поняли…

Зачем так сложно писать? Чтобы будущие поколения сидели и не втыкали о чём он?

Я не виноват в том, что вы настолько тупые

К Вашему сведению, во-первых, Вы не как не являетесь Маяковским, и отвечать от его лица глупо и не несуразно. Во-вторых, оскорблять людей не имея на то причин унизительно, Вы в первую очередь ставите себя в положение не образованного человека, а не «Тот кто учит этот стих». У меня всё.

«Никак»
Лишнее отрицание перед «несуразно»
Предложение, начинающееся с «во-вторых», вероятно, не согласовано. Унизительно для кого — оскорбляемых, оскорбляющего? У вас — для оскорбляющего.
«Необразованного», слитно.
Последнее предложение должно звучать примерно так: «Вы, в первую очередь, ставите в положение необразованного человека себя, а не тех (того), кто учит этот стих».

Ну и автор, назвавшийся Владимиром Маяковским, конечно, грубоват, но не согласиться с ним я не могу. Мне было бы стыдно кичиться своей тупостью.

и идеей

Маяковский лучший и незаменимый! такого великого поэта невозможно повторить. строки поистине бесценны.

У меня нет слов)) шедевр!

Маяковского достаточно сложно учить, но, чисто для себя, можно поломать голову над его оксюморонами, и игрой слов.

О-О-О!!! Вы только вслушайтесь: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»
Божественно!

Я вот не понимаю: «На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.»
Наверно я просто тупой, и слаборазвитой фантазией, но ничего не понимаю в этих метафорах.

Почитал анализ стиха, Маяковский гений.

Я тоже так думал, но с возрастом понял, что трудно понять шизофреников из-за их ассимметричности мышления. Искра Божьего таланта может достаться кому угодно, непостижимо нашей логике.
Вот мы и не знаем, то ли восхищаться, читая про «студень-мудень», коли уж все говорят, что человек талантлив, то ли сказать, что не нравится этот способ самовыразиться при помощи этих прыгающих рифм, и вызвать шквал возмущения…

сыграть ноктюрн решил аркадий
на флейте водосточных труб
но не совпали труб диаметр
и губ

Сыграть ноктюрн решил Аркадий
На флейте водосточных труб;
Но, к сожаленью, не совпали
Губы диаметр и труб.

Дано не всем…
кто-то пробовал играть на флейте водосточных труб?

Зря я теску своего Маяковского не недооценивал. Красиво излагает. Ноктюрн на флейте водосточных труб. В нем сколько поэзии — захлебнешься.

Люблю такие стихотворения, никогда не оставляют равнодушным! Есть о чём поразмышлять, о чём подумать…

ребята, а вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? :)
Это потрясающее стихотворения Маяковского радует меня всегда)

Обожаю сумбурный стиль Маяковского. Вроде набор кричащих фраз, однако в них скрыт достаточно глубокий смысл. В этом весь Маяковский!

Читать стих поэта Владимир Маяковский — А вы могли бы на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.