1
В холмах зеленых табуны коней
Сдувают ноздрями златой налет со дней.
С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.
Дрожат их головы над тихою водой,
И ловит месяц их серебряной уздой.
Храпя в испуге на свою же тень,
Зазастить гривами они ждут новый день.
2
Весенний день звенит над конским ухом
С приветливым желаньем к первым мухам.
Но к вечеру уж кони над лугами
Брыкаются и хлопают ушами.
Все резче звон, прилипший на копытах,
То тонет в воздухе, то виснет на ракитах.
И лишь волна потянется к звезде,
Мелькают мухи пеплом по воде.
3
Погасло солнце. Тихо на лужке.
Пастух играет песню на рожке.
Уставясь лбами, слушает табун,
Что им поет вихрастый гамаюн.
А эхо резвое, скользнув по их губам,
Уносит думы их к неведомым лугам.
Любя твой день и ночи темноту,
Тебе, о родина, сложил я песню ту.
Анализ стихотворения «Табун» Есенина
Свой «Табун» Сергей Александрович Есенин впервые опубликовал в журнале со звучным названием «Скифы».
Стихотворение написано в 1915 году. Некоторые стихи поэта уже принимают в печать, он перебрался из Москвы в столицу и уже познакомился с А. Блоком. Впрочем, наибольшее влияние на него в тот момент оказывал поэт Н. Клюев. Они считали себя поэтами крестьянскими, народными. В жанровом отношении – пейзажная лирика с богатой фольклорной нотой, рифмовка парная, 12 строф. Стих создан словно кистью художника, в духе древнерусского мировидения. Вообще, образ коня в отечественной культуре многогранен. Первые строфы – сплошные метафоры, передающие гармонию природы, таинственные связи между всем живым («златой налет со дней», «в залив упала смоль грив»). В такую ночь сам месяц очеловечивается и зорко пасет коней. Поэт стремится передать дыхание, воздух, звуки природы. День начинается и завершается, мир прочен в своих основах. Человек в стихе появляется лишь ближе к финалу (пастух). Впрочем, он тоже органичная часть этого волнующегося, трепетного, переливающегося мира. Его вневременная «песня на рожке» чарует лошадей, как было и века назад. Политическая, общественная жизнь того времени вытеснена из пространства стиха. Ничто не нарушает мирную картину бытия. «Вихрастый гамаюн»: теплый просторечный эпитет, соединенный с образом мифической райской птицы, сказания о которой ходили на Руси. Мысль для поэта – атрибут не только человеческий. Тайным знанием, порой скрытым от людей, пронизано все существующее. В финальных строчках – еще почти робкое признание в любви к родине, столь свойственное всему творчеству С. Есенина. Лексика возвышенная и просторечная, интонация гипнотического покоя. Реализм проникнут повседневной фантастикой, красотой, которую едва ли кто и замечает. Звукопись, множество инверсий (дрожат головы, ловит месяц, мелькают мухи). Детали весеннего пейзажа. Ряды перечислений, и вновь метафоры (звон, прилипший на копытах, волна потянется к звезде). Типичное, деревенское словечко «зазастить». Эпитеты (эхо резвое, приветливым желаньем, неведомым лугам). Апострофа (обращение): о родина. Чувствуется взгляд очевидца, не просто прохожего или кабинетного поэта. Собственно, в детстве поэту доводилось ходить в ночное, пасти коней.
Стихи «Табун» С. Есенина – образец ранней лирики поэта, поэтизация матери-природы.