Сергей Есенин — Исповедь самоубийцы: Стих

Простись со мною, мать моя,
Я умираю, гибну я!
Больную скорбь в груди храня,
Ты не оплакивай меня.

Не мог я жить среди людей,
Холодный яд в душе моей.
И то, чем жил и что любил,
Я сам безумно отравил.

Своею гордою душой
Прошел я счастье стороной.
Я видел пролитую кровь
И проклял веру и любовь.

Я выпил кубок свой до дна,
Душа отравою полна.
И вот я гасну в тишине,
Но пред кончиной легче мне.

Я стер с чела печать земли,
Я выше трепетных в пыли.
И пусть живут рабы страстей —
Противна страсть душе моей.

Безумный мир, кошмарный сон,
А жизнь есть песня похорон.
И вот я кончил жизнь мою,
Последний гимн себе пою.

А ты с тревогою больной
Не плачь напрасно
Надо мной.

Анализ стихотворения «Исповедь самоубийцы» Есенина

Несмотря на жуткое и даже пророческое название, стихотворение «Исповедь самоубийцы», законченное Есениным в 1915 году – это отнюдь не предсмертная записка, изложенная в стихотворной форме. В этом произведении поэт излагает свои впечатления от переезда в Петербург. Этот переезд он сравнивает с духовным самоубийством.

«Исповедь самоубийцы» по своей мрачной стилистике сильно выделяется среди других стихотворений того времени, наполненных радостью и весельем. Есенин в этих строках ставит крест на своем прошлом, он понимает, что ради новой жизни ему придется оторваться от привычного уклада в провинциальном селе Константиново. Причем, эти перемены будут не только внешними, связанными с бытом, но и внутренними, ему придется внутренне переродиться. В столицу он перебирается в поисках признания и славы, ведь дома его поэтический талант никому не нужен и неинтересен.

Впоследствии он будет сильно жалеть об этих переменах. Есенин подчеркивает: «И то, чем жил, и что любил, я сам безумно отравил». Ему противны эти изменения, он пишет: «И пусть живут рабы страстей – противна страсть душе моей». В этом стихотворении он символически прощается с матерью, которая символизирует не только родившую его женщину, но и всю малую родину. Он просит не оплакивать его грешную душу.

«Исповедь самоубийцы» пронизано грустью и печалью. Само название говорит о том, что лирический герой встал на очень опасный, крамольный с точки зрения любого христианина, путь. Но, вместе с тем, в нем присутствует другая традиционная христианская идея: идея необходимости до конца нести свой крест, идея смирения. Об этом свидетельствует образ кубка, который герой «выпил до дна». Этот образ олицетворяет собой также и праздность, в которую поэт окунулся, оказавшись среди столичной богемы. Герой прекрасно понимает, что ему не видать прощения. Но также он понимает свою греховность. Он видит, в каком мире живет и его наполняет облегчение от осознания, что скоро все это закончится.

Начинается и заканчивается стихотворение с обращения к матери. Первая часть стихотворения была написана в 1912 году под впечатлением от столичной жизни, но осознание грядущих перемен настигло поэта уже тогда. Концовка же сложилась только в 1915, и в ней четко видно, что мнения своего Есенин за прошедшее время не изменил.

Последние строки сильно отличаются от привычной формы стихотворения. Это двустишье, оформленное в три строки, было, как будто, не законченно. Словно, речь героя обрывается на полуслове. Такая концовка прекрасно иллюстрирует путь человека, вставшего на путь самоубийства.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (93 оценок, среднее: 4,78 из 5)
Категории стихотворения "Сергей Есенин — Исповедь самоубийцы":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

16 комментариев
новее
старее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Это на Есенина не похоже от слова совсем. Это, очевидно, не его стихотворение. Кровь — любовь и т.д. Зачем эти бездарные стихи выдавать за Есенина?

Кукрыниксы сделали песню на это произведение

Очень глубокое стихотворение
Я плакала

Не подскажите,как понять смысл фразы «Я стёр с чела печать земли».
Стёр с чела-стёр со лба-в этом разобрался,а что значит «Печать земли» и вообще вся строчка в целом?

Скорее всего, не ручаюсь за достоверность, имеется в виду «перестал поклоняться» (кланяться). Бить челом — кланяться вышепоставленному лицу до земли. Вот Есенин и говорит, что перестал быть зависим от кого-то. Но это лишь моё предположение.

Предполагаю, что он перестал кланяться не вышепоставленному лицу, хотя это версия тоже очень интересна, а перестал верить в Бога, то есть при прикосновении чела к земле во время молитвы на нём больше не остаётся печати, отметины.
Вспомнились ещё строчки из стихов Есенина, где как раз таки он упомянул своё отношение к вере:

Стыдно мне, что я в Бога верил,
Горько мне, что не верю теперь.

Скорее всего, лирический герой отрекается от земной жизни

С лица

базару нет,люблю его

Жиза…

прекрасное стихотворение!

Глубоко….впрочем как большинство его произведений! Я обожаю его.

Обожаю Есенина.

Трогательный стих, за душу берёт…

Нравится до безумия!

Читать стих поэта Сергей Есенин — Исповедь самоубийцы на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.