Простись со мною, мать моя,
Я умираю, гибну я!
Больную скорбь в груди храня,
Ты не оплакивай меня.
Не мог я жить среди людей,
Холодный яд в душе моей.
И то, чем жил и что любил,
Я сам безумно отравил.
Своею гордою душой
Прошел я счастье стороной.
Я видел пролитую кровь
И проклял веру и любовь.
Я выпил кубок свой до дна,
Душа отравою полна.
И вот я гасну в тишине,
Но пред кончиной легче мне.
Я стер с чела печать земли,
Я выше трепетных в пыли.
И пусть живут рабы страстей —
Противна страсть душе моей.
Безумный мир, кошмарный сон,
А жизнь есть песня похорон.
И вот я кончил жизнь мою,
Последний гимн себе пою.
А ты с тревогою больной
Не плачь напрасно
Надо мной.
Анализ стихотворения «Исповедь самоубийцы» Есенина
Несмотря на жуткое и даже пророческое название, стихотворение «Исповедь самоубийцы», законченное Есениным в 1915 году – это отнюдь не предсмертная записка, изложенная в стихотворной форме. В этом произведении поэт излагает свои впечатления от переезда в Петербург. Этот переезд он сравнивает с духовным самоубийством.
«Исповедь самоубийцы» по своей мрачной стилистике сильно выделяется среди других стихотворений того времени, наполненных радостью и весельем. Есенин в этих строках ставит крест на своем прошлом, он понимает, что ради новой жизни ему придется оторваться от привычного уклада в провинциальном селе Константиново. Причем, эти перемены будут не только внешними, связанными с бытом, но и внутренними, ему придется внутренне переродиться. В столицу он перебирается в поисках признания и славы, ведь дома его поэтический талант никому не нужен и неинтересен.
Впоследствии он будет сильно жалеть об этих переменах. Есенин подчеркивает: «И то, чем жил, и что любил, я сам безумно отравил». Ему противны эти изменения, он пишет: «И пусть живут рабы страстей – противна страсть душе моей». В этом стихотворении он символически прощается с матерью, которая символизирует не только родившую его женщину, но и всю малую родину. Он просит не оплакивать его грешную душу.
«Исповедь самоубийцы» пронизано грустью и печалью. Само название говорит о том, что лирический герой встал на очень опасный, крамольный с точки зрения любого христианина, путь. Но, вместе с тем, в нем присутствует другая традиционная христианская идея: идея необходимости до конца нести свой крест, идея смирения. Об этом свидетельствует образ кубка, который герой «выпил до дна». Этот образ олицетворяет собой также и праздность, в которую поэт окунулся, оказавшись среди столичной богемы. Герой прекрасно понимает, что ему не видать прощения. Но также он понимает свою греховность. Он видит, в каком мире живет и его наполняет облегчение от осознания, что скоро все это закончится.
Начинается и заканчивается стихотворение с обращения к матери. Первая часть стихотворения была написана в 1912 году под впечатлением от столичной жизни, но осознание грядущих перемен настигло поэта уже тогда. Концовка же сложилась только в 1915, и в ней четко видно, что мнения своего Есенин за прошедшее время не изменил.
Последние строки сильно отличаются от привычной формы стихотворения. Это двустишье, оформленное в три строки, было, как будто, не законченно. Словно, речь героя обрывается на полуслове. Такая концовка прекрасно иллюстрирует путь человека, вставшего на путь самоубийства.
Это на Есенина не похоже от слова совсем. Это, очевидно, не его стихотворение. Кровь — любовь и т.д. Зачем эти бездарные стихи выдавать за Есенина?
Стихотворение в полном собрании сочинений Сергея Есенина. Авторство абсолютно и полностью не подлежит сомнению.
Кукрыниксы сделали песню на это произведение
Очень глубокое стихотворение
Я плакала
Не подскажите,как понять смысл фразы «Я стёр с чела печать земли».
Стёр с чела-стёр со лба-в этом разобрался,а что значит «Печать земли» и вообще вся строчка в целом?
Скорее всего, не ручаюсь за достоверность, имеется в виду «перестал поклоняться» (кланяться). Бить челом — кланяться вышепоставленному лицу до земли. Вот Есенин и говорит, что перестал быть зависим от кого-то. Но это лишь моё предположение.
Предполагаю, что он перестал кланяться не вышепоставленному лицу, хотя это версия тоже очень интересна, а перестал верить в Бога, то есть при прикосновении чела к земле во время молитвы на нём больше не остаётся печати, отметины.
Вспомнились ещё строчки из стихов Есенина, где как раз таки он упомянул своё отношение к вере:
Стыдно мне, что я в Бога верил,
Горько мне, что не верю теперь.
Скорее всего, лирический герой отрекается от земной жизни
С лица
базару нет,люблю его
Жиза…
прекрасное стихотворение!
Глубоко….впрочем как большинство его произведений! Я обожаю его.
Обожаю Есенина.
Трогательный стих, за душу берёт…
Нравится до безумия!