Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена
Истомой — сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.
Немного красного вина,
Немного солнечного мая —
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.
Анализ стихотворения «Невыразимая печаль» Мандельштама
Произведение «Невыразимая печаль» Осипа Эмильевича Мандельштама – пример ранней лирики поэта, тяготевшего в ту пору к символизму.
Стихотворение написано весной 1909 года. Его автору исполнилось 18 лет, он ищет себя, много учится, в том числе, в Европе, в этот период он узнал и полюбил Финляндию. Там же испытал сильное романтическое чувство. Впрочем, еще в Германии его пленила некая таинственная незнакомка, чей образ возникает в его стихах тех лет. Только год назад он начал писать стихи всерьез, работая над формой и содержанием. По жанру – элегия, по размеру – ямб с опоясывающей рифмовкой, 3 строфы. Кроме одной, все рифмы открытые. Лирический герой – сам поэт, точнее – почти художник, превращающий бытовую зарисовку в волшебство. Одно восклицание во второй строфе. Интонация описательная. Стихотворение похоже на натюрморт, впрочем, «тончайшие пальцы» вступают в противоречие с этим суждением. В одной из интерпретаций этого произведения в «глазах и пальцах» видят самого юного поэта. Однако, тут скорее имеется в виду некая девушка, возможно, не конкретная, только романтический идеал. Стихотворение пронизано метафорами. «Печаль открыла глаза»: так начинается утро. «Проснулась ваза»: свет заливает комнату, играя в гранях сосуда. «Комната напоена»: вполне прозрачная отсылка к 4 строфе «Зимнего утра» А. Пушкина. «Истома – сладкое лекарство!»: человеку в этой комнате хорошо, уютно, безопасно. И все же ему требуется лекарство от печали. Время здесь словно остановилось, не поймешь, что за век. «Царство»: все здесь устроено по вкусу хозяина (или хозяйки?). Красное вино подкрепляет силы, «солнечный май» — заряжает томлением ожидания чего-то неизведанного, какого-нибудь приключения со счастливым исходом. Первые строки финального четверостишия напоминают изысканный рецепт с ингредиентами в щепотках. Мелькают изнеженные тончайшие пальцы, пахнет вином, весенним ветерком, бисквитом. Кстати, сам поэт действительно весьма любил сладкое. «Белизна»: в цветописи лирики юного О. Мандельштама белый – один из основных цветов и символов. Образ рук, пальцев – также типичен для его поэзии. Анафора: немного. Повтор однокоренных слов: тоненький, тончайших. Инверсия: проснулась ваза. Заключительные строки написаны вразрез с правилами русского языка. Однако эта неправильность не случайная, а сознательная.
Музыкальность и импрессионистичность момента легли в основу изысканной зарисовки повседневности «Невыразимая печаль» О. Мандельштама. Она была опубликована летом 1910 года в журнале «Аполлон».