Ольга Берггольц — Не сына, не младшего брата: Стих

Не сына, не младшего брата —
тебя бы окликнуть, любя:
«Волчонок, волчонок, куда ты?
Я очень боюсь за тебя!»
Сама приручать не хотела
и правды сказать не могла.
На юность, на счастье, на смелость,
на гордость тебя обрекла.
Мы так же росли и мужали.
Пусть ноет недавний рубец —
прекрасно, что ранняя жалость
не трогала наших сердец.
И вот зазвенела в тумане,
в холодном тумане струна.
Тебя искушает и манит
на встречу с бессмертьем война.

Прости, я кругом виновата —
горит и рыдает в груди;
«Волчонок, волчонок, куда ты?»
Но я не окликну. Иди.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Категории стихотворения "Ольга Берггольц — Не сына, не младшего брата":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

6 комментариев
новее
старее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Люблю стихи Ольги Берггольц на военную тематику, видно что прочувствовала их до нитки(

Ну такое…мне не понравился!

Я не понимаю тех людей которые ОСУЖДАЮТ Великих поэтов и поэтесс! Кто вы такие чтобы их осуждать??? Эти люди пишут такие стихи которые приводят в волнение кровь! Они пробуждают от бездействия . Они заставляют нас думать, а если вы необразованные неандертальцы, это ваши проблемы!!!!

А зачем Вы, уважаемая Кира, на личности переходите? Где Вы увидели осуждение? Если, например, некий Мише не одобрил какое-либо стихотворение, то глупо и нехорошо было бы называть Мишу неандертальцем… И волнующаяся кровь — это недостаточное мерило для оценки поэзии. Кто сказал, что О. Б. великая?.. Ведь по стихам О. Б. этого совсем не видно. А видно другое: Стихослагательницу второго-третьего ряда по силе (слабости) её произведений. Вышеприведённое стихотворение читать не полезно, поэтому, возможно, и не читают другие её произведения, хотя в советское время книг данного автора было издано немало.

Рассмотрим подробнее вышеупомянутый опус…

Можно видеть (слышать) многочисленные ритмические слабости, неоптимальные словостыковки, приводящие к евфонической дизгармонии:

НисЫна,тебЯбы, яОчень, наЮность, нагОрдасть, [нагордАсьть ибя], [тибЯаб рикла], мытАкжи, [Иму жАли], ипрАвды, насмЕлость, пустьнОет, шторАнняя, тымАнит, мвайнА, якругОм;

Неряшливость рифм (от лени): дважды Ат[а] — ат[ы], Эл[а] — Эла[сть], А[ли] — А[ласть], Ани — Ани[т], каждое второе созвучие лениво-деффектное.

Смысловые странности:

1. Ликантропически-волчий образ натянут, почти притянут за’ уши. Хотя в совдепии любили писать о своей ярости, бешенстве, одержимости, отчаянности, волкообразности и т.п.

2. Волчонок не волк. Взрослая женщина (ЛГ) любит подростка? В чём она перед ним провинилась. Душа ЛГ явно страдает…

3. Однако это страдание смешано с самолюбовательной гордыней, камуфлируемой «символизмами». Ранняя жалость не трогает сердец? А поздняя? О ней не сказано. Сердце безжалостно, и это прекрасно — так и говорит ЛГ.

4. «Обрекла на счастье» — это уже исповедь, счастье-то несчастное, и обрекают не на счастье, а на иное. И, вообще, здесь смесь — практически мешанина образного ряда: гордость, смелость, счастье, юность. Юность быстро проходит, если, конечно, ЛГ-волчонок надолго не уйдёт в юношеский инфантилизм. Однако при чём тут тогда смелость и гордость? В голове автора роятся чувства и образы, но они не обретают внятности.

5. Война искушает — верно; но бес-смертие, однако, не безсмертие. Полуисповедь в дозволенном совдепией объёме…

6. ЛГ-женщина не окликает волчёнка, скорее, не потому, что бесполезно — вероятнее, потому, что этого нельзя делать. Сов. власть не одобрит такого полуродственного пацифизма. Волк и даже волчёнок обязаны рвать и грызть.

Есть и иные особенности, огрехи и слабости в этом рифмованном тексте.

7. ЛГ-женщина (старая волчица?) теряет признаки своего женского пола, т. к. женщине мужать не полагается, ведь можно и ложный гермафродитом приобрести, например, подобно некоторым гармонозлоупотребляющим метательницам ядра.

8. Образ струны в тумане, аж на два стиха растчнутый, дан чуть ли не для рифмы, слабо связон с образом войны. В голове автора звучит своя песня малопонятная для читателей.

Есть строчные переносы (немного) и инверсии (столько же), а также (чуть больше) некоторая топорность синтаксиса.

В целом версификационной уровень сносен, но не более, такое стихотворение у читателя, привыкшего к нормальной, хорошей, качественной поэзии, будет пытаться тянуть, вамририть энергию в силу своего дизгармоничного характера, устройства. Берггольц стала в СССР культовой нужной фигурой, а стихи более сильных поэтов зачастую не вписывались в лагерные рамки системы.

С уважением ко всем читающим, чувтвующим и мыслящим

Скучно с Вами….

Стих замечательный! у нас практически эту поэтессу не читают(
у неё прекраснейшие произведения, впечатляющая жизнь и биография

Читать стих поэта Ольга Берггольц — Не сына, не младшего брата на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.