Жучок ли точит древесину
Или скоблит листочек тля,
Сухих листов своих корзину
Несет мне осенью земля.
В висячем золоте дубравы
И в серебре березняки
Стоят, как знамения славы,
На берегах Москвы-реки.
О, эти рощи Подмосковья!
С каких давно минувших дней
Стоят они у изголовья
Далекой юности моей!
Давно все стрелы отсвистели
И отгремели все щиты,
Давно отплакали метели
Лихое время нищеты,
Давно умолк Иван Великий,
И только рощи в поздний час
Все с той же грустью полудикой
Глядят с окрестностей на нас.
Леса с обломками усадеб,
Места с остатками церквей
Все так же ждут вороньих свадеб
И воркованья голубей.
Они, как комнаты, просторны,
И ранней осенью с утра
Поют в них маленькие горны,
И вторит горнам детвора.
А мне-то, господи помилуй,
Все кажется, что вдалеке
Трубит коломенец служилый
С пищалью дедовской в руке.
Анализ стихотворения «Подмосковные рощи» Заболоцкого
Николай Алексеевич Заболоцкий прожил недолгую жизнь, полную лишений и невозможности публиковать свое творчество. «Подмосковные рощи» — пример зрелой лирики поэта.
Стихотворение написано в 1958 году. Автору его на тот момент 55 лет, и это последний год его жизни. Позади арест, ссылка, возвращение домой, издан цикл «Последняя любовь». По жанру — элегия, по размеру — ямб с перекрестной рифмой, 8 строф. Лирический герой — сам автор. Из четверостишия в четверостишие современность сплетается со стариной. Поэт обозревает историю России, а вместе с ней — и свою жизнь.
Пейзажная лирика трансформируется в философскую. Образ вековечных деревьев соединяет эпохи. Они видели все: стрелы, щиты, блеск и упадок, созидание и разрушение. «Иван Великий» — колокольня Кремля. В 1917 году большевики обстреливали Кремль, повредив и эту колокольню, в 1918 году в последний раз звучали ее колокола. Поэт не дожил до времени, когда «умолкнувший» Иван Великий зазвонил вновь. «Коломенец служилый»: жители Коломны исстари защищали русскую землю. «Пищалью дедовской» — с оружием. Среди руин разрушенных людьми родовых гнезд, усадеб, на развалинах храмов гуляет ветер запустенья. «Маленькие горны» можно считать метафорой птичьих голосов, а можно увидеть прямое наблюдение: на местах разрушенных святынь осенью «поют горны» пионеров, проводятся физкультминутки и линейки. Что ж, поэт не дожил, но минуло и это. Люди возродили то, что когда-то уничтожили.
Сердце России в центре этого произведения, местность легко опознается по топонимам: Москва-река, рощи Подмосковья. «С грустью полудикой»: человек приспосабливается к обстоятельствам, природа остается сама собой. Третья строфа полна восклицаний, обращена к прожитой жизни. Эпитеты: вороньих, висячем золоте. Олицетворения: отплакали метели, вороньих свадеб, рощи глядят, леса ждут. Трогательными штрихами нарисован пейзаж: жучок точит, скоблит листочек, несет мне земля. Дубы, березы, голуби, вороны — узнаваемый каждым пейзаж. «Господи, помилуй»: поэт знает, как не вяжется этот исконный вздох всякого русского и просто — человека с советской действительностью. Но иначе выразить свою печаль, свою причастность к прошлому, настоящему и будущему он не мог.
Стихотворение «Подмосковные рощи» — вершина философской лирики Н. Заболоцкого. Оно не заточено под текущий момент, носит вневременной характер, трогает сердца читателей любого поколения.