Дома до звезд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка.
В большом и радостном Париже
Все та же тайная тоска.
Шумны вечерние бульвары,
Последний луч зари угас.
Везде, везде всё пары, пары,
Дрожанье губ и дерзость глаз.
Я здесь одна. К стволу каштана
Прильнуть так сладко голове!
И в сердце плачет стих Ростана
Как там, в покинутой Москве.
Париж в ночи мне чужд и жалок,
Дороже сердцу прежний бред!
Иду домой, там грусть фиалок
И чей-то ласковый портрет.
Там чей-то взор печально-братский.
Там нежный профиль на стене.
Rostand и мученик Рейхштадтский
И Сара — все придут во сне!
В большом и радостном Париже
Мне снятся травы, облака,
И дальше смех, и тени ближе,
И боль как прежде глубока.
Анализ стихотворения «В Париже» Цветаевой
Стихотворение «В Париже» (1909 г.) был написано Цветаевой под впечатлением от первого самостоятельного зарубежного путешествия. Закончив гимназию, юная поэтесса увлеклась старофранцузской литературой и решила прослушать университетский курс. В произведении нашло выражение разочарование Цветаевой от города, в который она прежде мечтала попасть.
Лирическая героиня в «большом и радостном Париже» испытывает такую же «тайную тоску». Ее окружает множество беззаботных людей, составляющих счастливые пары. Столица Франции с наступлением ночи погружается в атмосферу любви. Но героиня продолжает ощущать свое невероятное одиночество. Как и на родине, ее душу согревает лишь «стих Ростана». Огромный ночной город ей «чужд и жалок» по сравнению с «прежним бредом», означающим тот Париж, который существовал только в воображении Цветаевой.
Молодая поэтесса сталкивается с одним из первых серьезных противоречий между реальным и воображаемым мирами. Такие разочарования будут ее преследовать на протяжении всей жизни. Она еще не высказывает открыто своих мыслей, но между строк читается неприязнь Цветаевой к буржуазному мещанскому образу жизни. Воображаемый ей Париж представлялся волшебным городом, который населяют литературные герои, разговаривающие только прекрасными стихами. В действительности поэтесса увидела обычную толпу, озабоченную добычей средств к существованию. С наступлением темноты эти люди разбиваются на пары, но ими движет не возвышенное любовное чувство, а всего лишь половое влечение.
Лирическая героиня в печали спешит вернуться домой, в свой обособленный замкнутый мир, где ее с нетерпением ждут настоящие друзья: поэт Ростан, мученик Рейдтский (Наполеон II) и актриса Сара Бернар. Эти дорогие сердцу люди никогда не покинут ее и не предадут, потому что существуют только во снах поэтессы.
В последней строфе Цветаева подводит итог своей зарубежной поездки. Приехав в Париж и испытав огромное разочарование, она поняла, что для нее нет никакой разницы, где жить. Настоящие сильные чувства и ощущения она испытывает в своем воображении и во сне. В мечтах поэтесса может легко перенестись из России во Францию и наоборот. Для этого не нужно физически преодолевать огромные расстояния. Беспокоит Цветаеву лишь то, что она по-прежнему не может избавиться от ощущения «глубокой боли», вызванный чувством собственного одиночества.