Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверcтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
Анализ стихотворения «Уж сколько их упало в эту бездну» Цветаевой
Творчество М. Цветаевой – яркое явление в русской поэзии. Поэтесса начала писать стихи в раннем возрасте, в 18 лет она издает первый сборник. Уже первые произведения Цветаевой несут в себе глубокое философское содержание. Поэтесса рано потеряла мать, возможно поэтому немаловажное место в ее творчестве занимает тема смерти. Этой теме посвящено стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…» (1913 г.).
Размышление лирической героини начинается с признания неизбежности смерти. Первая часть описывает прекращение физического существования, исчезновение «с поверхности земли». Свою смерть Цветаева сначала представляет отстраненно с помощью безличных глаголов, затем ее размышление принимает глубоко личный характер. Смерть – это исчезновение «зелени глаз» и «нежного голоса».
Лирическая героиня отмечает, что ее смерть никак не повлияет на остальной мир, все останется как прежде. В этом заключается глубокий ужас переживания. Пока человек существует в своем физическом воплощении, он способен влиять на остальных людей. Цветаева не упоминает о каком-либо варианте жизни после смерти. Для нее это не важно, ведь контакта с миром мертвых еще никто не установил. Важно то, что со смертью человека исчезает весь его богатый внутренний мир со своими чувствами, эмоциями, переживаниями.
Цветаева всегда остро ощущала свою индивидуальность. Она с трудом может допустить, что ее уникальная и неповторимая личность навсегда исчезнет. От физических свойств она переходит к описанию своих привычек и склонностей. Изменчивость, любовь к вечерам у камина, склонность к музыке и лесным прогулкам – бесконечно милые и дорогие поэтессе качества своей души, делающие ее, в конечном счете, живым человеком «на ласковой земле». Можно сделать вывод, что Цветаева и не хочет никакой другой формы существования, связанной с потерей физических ощущений.
В заключительной части стихотворения поэтесса обращается ко всем своим современникам «с требованьем веры и с просьбой о любви». Она просит любить ее за все совокупность положительных и отрицательных качеств, за молодость, которая может внезапно оборваться, за гордость. Одним словом, Цветаева просит любить ее только за то, что она – живой человек, который, к сожалению, смертен. Очень эффектен последний довод поэтессы – «за то, что я умру».
Глубоко интимный характер стихотворения не исключает общечеловеческого смысла. Обесценивание личности делает его актуальным и в наше время.
Как же не намекает на другой вид существования? А строчка: и будет жизнь с её насущным хлебом не из молитвы Отче наш?
Надежда
14.03.2023 10:29
Чтобы убить стихотворение, надо его проанализировать. Именно поэтому я не любила уроки литературы в школе.
Алексей
07.10.2022 07:47
Сильные и глубокие строки! Проникающие в душу! А песня вышибает слёзы…
Всеволод
27.09.2022 23:31
Отличное,трогательное произведение! Услышал впервые выступление Мариам Мерабовой на голосе с данным стихом… Это невероятно сильно
Sergiy
20.07.2021 17:00
«А мы в безлюдье,в стужу,в дым..Несём затравленность обетов…Мы, как Евангелие чтим..Бред сумасшедших и поэтов… » И .Савин…1924…Каждому своё……
Изьяслав
02.02.2021 08:37
ДА- классное произведение
Анонимно
28.01.2021 20:33
моя любимая поэтесса Марина Цветаева! Чудесный стих, я в восторге. Он конечно грустный, но задушевный. Я сама пишу стихи. Мне 10 лет. Спасибо Марине Цветаевой за такие чудесные стихотворения!
Женя
28.01.2021 20:28
Согласна с Виктором. Стихотворения надо воспринимать по другому, а не критиковать.
Виктор
11.12.2020 19:44
Я не могу понять, как сюда забрёл человек по имени Михаил. Не хочется никого оскорблять, но про таких говорят — дубина неотёсанная. Человек понятия не имеет, что такое поэзия. Ему всё надо втиснуть в «дефиниции» и в его понятия. Причём, правильно только то, что он понимает. Но проблема в том, что великого поэта невозможно куда — то втиснуть, и, к сожалению, а может к счастью, не каждому даётся его понять. Вот Маяковский: «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана, я показал на блюде студня косые скулы океана». Какие тут к чёрту дефиниции, какой смысл — полная абракадабра. Как сказал другой великий поэт: «Ну, сумасшедший — что возьмёшь». К чему я это всё, да к тому, что поэзия это прежде всего чувства, а через них постигается смысл и философия жизни, бытия если хотите.
Что касается Марины Цветаевой, то это — гениальный поэт. Чтобы написать такое стихотворение надо иметь очень развитую и чувствующую душу. Поэтому и жизнь у неё закончилась так печально.
А Михаилу, как завещал великий Ленин, УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ. Знал я одного Михаила, который любит это слово — дефиниции.
Анатолий
14.07.2020 00:29
Прекрасно! Слов нет!…»Когда нибудь и мы исчезнем с поверхности Земли…!»
Анонимно
22.03.2020 21:47
Когда слушаю этот романс или читаю текст понимаю что она не смогла бы прожить другую жизнь….
Юрий
18.01.2020 11:36
В юности, наверное, многих посещают эти мысли,но так их выразить — я не знаю больше примеров!
Катерина
19.12.2019 20:35
После прочтения анализа показалось ,что автор немного презирает Цветаеву
«Цветаева просит любить ее только за то, что она – живой человек»Не согласилась бы,что только за это.Она обращается к своим читателям,а значит просит любить как поэтэссу
«Очень эффектен последний довод поэтессы – «за то, что я умру» Довод!? Это факт. Каждый человек достоин того ,чтобы его любили и при жизни, и после смерти
Михаил
05.12.2019 14:41
А всё ж таки требовать веры — это уж чересчур. Вера, любовь — они либо есть, либо нет. Тут уж не вытребуешь. И не выпросишь (это я о просьбе о любви). Даже за то, что я умру. Тогда уж любите нас всех, мы все умрём. Люди привыкают к дефиниции «Великий поэт» и отключают способность критично воспринимать текст.
Как же не намекает на другой вид существования? А строчка: и будет жизнь с её насущным хлебом не из молитвы Отче наш?
Чтобы убить стихотворение, надо его проанализировать. Именно поэтому я не любила уроки литературы в школе.
Сильные и глубокие строки! Проникающие в душу! А песня вышибает слёзы…
Отличное,трогательное произведение! Услышал впервые выступление Мариам Мерабовой на голосе с данным стихом… Это невероятно сильно
«А мы в безлюдье,в стужу,в дым..Несём затравленность обетов…Мы, как Евангелие чтим..Бред сумасшедших и поэтов… » И .Савин…1924…Каждому своё……
ДА- классное произведение
моя любимая поэтесса Марина Цветаева! Чудесный стих, я в восторге. Он конечно грустный, но задушевный. Я сама пишу стихи. Мне 10 лет. Спасибо Марине Цветаевой за такие чудесные стихотворения!
Согласна с Виктором. Стихотворения надо воспринимать по другому, а не критиковать.
Я не могу понять, как сюда забрёл человек по имени Михаил. Не хочется никого оскорблять, но про таких говорят — дубина неотёсанная. Человек понятия не имеет, что такое поэзия. Ему всё надо втиснуть в «дефиниции» и в его понятия. Причём, правильно только то, что он понимает. Но проблема в том, что великого поэта невозможно куда — то втиснуть, и, к сожалению, а может к счастью, не каждому даётся его понять. Вот Маяковский: «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана, я показал на блюде студня косые скулы океана». Какие тут к чёрту дефиниции, какой смысл — полная абракадабра. Как сказал другой великий поэт: «Ну, сумасшедший — что возьмёшь». К чему я это всё, да к тому, что поэзия это прежде всего чувства, а через них постигается смысл и философия жизни, бытия если хотите.
Что касается Марины Цветаевой, то это — гениальный поэт. Чтобы написать такое стихотворение надо иметь очень развитую и чувствующую душу. Поэтому и жизнь у неё закончилась так печально.
А Михаилу, как завещал великий Ленин, УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ. Знал я одного Михаила, который любит это слово — дефиниции.
Прекрасно! Слов нет!…»Когда нибудь и мы исчезнем с поверхности Земли…!»
Когда слушаю этот романс или читаю текст понимаю что она не смогла бы прожить другую жизнь….
В юности, наверное, многих посещают эти мысли,но так их выразить — я не знаю больше примеров!
После прочтения анализа показалось ,что автор немного презирает Цветаеву
«Цветаева просит любить ее только за то, что она – живой человек»Не согласилась бы,что только за это.Она обращается к своим читателям,а значит просит любить как поэтэссу
«Очень эффектен последний довод поэтессы – «за то, что я умру» Довод!? Это факт. Каждый человек достоин того ,чтобы его любили и при жизни, и после смерти
А всё ж таки требовать веры — это уж чересчур. Вера, любовь — они либо есть, либо нет. Тут уж не вытребуешь. И не выпросишь (это я о просьбе о любви). Даже за то, что я умру. Тогда уж любите нас всех, мы все умрём. Люди привыкают к дефиниции «Великий поэт» и отключают способность критично воспринимать текст.
Склоняю голову