Превыше крестов и труб,
Крещенный в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ —
Здорово, в веках Владимир!
Он возчик, и он же конь,
Он прихоть, и он же право.
Вздохнул, поплевал в ладонь:
— Держись, ломовая слава!
Певец площадных чудес —
Здорово, гордец чумазый,
Что камнем — тяжеловес
Избрал, не прельстясь алмазом.
Здорово, булыжный гром!
Зевнул, козырнул — и снова
Оглоблей гребет — крылом
Архангела ломового.
Анализ стихотворения «Маяковскому» Цветаевой
Отправляясь в эмиграцию, Марина Ивановна Цветаева уже почти с ностальгией прощается, в том числе, с экспериментальным искусством революционной России.
Стихотворение написано осенью 1921 года. Поэтессе исполнилось 29 лет, она готовилась к отъезду с дочерью в эмиграцию, где уже находился ее супруг С. Эфрон. Причин для этого решения было несколько, среди них – разлука с мужем, грозившая перерасти в вечную, так как он участвовал в Гражданской войне на стороне белых и не мог быть благосклонно принят в большевицкой России. По жанру – посвящение, почти ода собрату-поэту, рифмовка перекрестная, 4 строфы, рифмы открытые и закрытые, есть и неточные. Лирический герой — В. Маяковский в образе «архангела ломового». Чувствуется интонационное, ритмическое и образное подражание поэтессы его манере. Однако это не стилизация или пародия. Она признавала, что В. Маяковский талантлив, видела в нем здоровое начало, ей была симпатична и его бескомпромиссная вера в светлое будущее. В 1 четверостишии «превыше крестов и труб» означает, что лирический герой в своем искусстве выше религии (которую не признает) и даже своих тем (производственных, агитационных). Он был крещен не водой, а «огнем и дымом», то есть, не как христианин, не в русле традиции, истории, а среди доменных печей и новой коммунистической веры. «Тяжелоступ»: неологизм в духе самого В. Маяковского. В этих строках неизбежна улыбка, преувеличение, однако чувствуется, что М. Цветаевой импонирует ее герой, потому она его и приветствует по имени «в веках». «Возчик и конь»: не чужд черной работе, всегда в строю. «Поплевал в ладонь»: опять образ эдакого богатыря, великана, который ухватит славу за бока. «Ломовая слава»: действительно, стихи его не для гостиных и паркетов, и популярны они среди пролетариев, а не людей рафинированных. «Площадные чудеса»: его выступления — как на ярмарке, в народном театре. Ее изумляет умение поэта подчинять себе внимание слушателей. Трижды она приветствует своего героя простецким «здорово». «Гордец чумазый»: почти оксюморон. Он вызывающе горд и самонадеян, а вместе с тем – всегда в гуще толпы и говорит с ней на одном языке. Зовет его поэтесса и «булыжным громом», бесцеремонным, скандальным, дерзким. Его крылья – оглобли. Через все стихотворение проходит сравнение поэзии В. Маяковского (и его самого) с ломовым извозом. В этом образе – и намек на язык его произведений, сниженную лексику, и масштабность тем, и трескучесть лозунгов, и «возы» стихов, где и обломки вдохновения, и неожиданные находки, и даже нечистоты.
К творчеству В. Маяковского М. Цветаева обращалась неоднократно. Существует и цикл стихотворений, созданных ею после известия о смерти поэта.