Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество —
Моя пустынная душа.
С людьми скучаю до чрезмерности,
Одно и то же вижу в них,
Желаю случая, неверности,
Влюблен в движение и в стих.
О, как люблю, люблю случайности,
Внезапно взятый поцелуй,
И весь восторг — до сладкой крайности,
И стих, в котором пенье струй.
Анализ стихотворения «Я ненавижу человечество» Бальмонта
Произведение с вызывающим названием «Я ненавижу человечество» Константина Дмитриевича Бальмонта было включено поэтом в сборник «Только любовь».
Стихотворение написано в 1903 году. Его автору исполнилось 36 лет, он находится на пике популярности. Она особенно возросла после участия поэта в митингах политически активных студентов, недовольных тем, что из их среды выхватывают лидеров и отправляют на солдатскую службу. Ему запретили на несколько лет проживание в городах с университетами. Поэт выехал в Европу. Еще не истек срок запрета, как он вернулся в Москву, где и написал данное стихотворение. По жанру – манифест индивидуалиста, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой. Кроме одной, все рифмы открытые. Лирический герой – сам автор. Название декларативно, содержание является автохарактеристикой поэта в тот период. «Я» и «мое» — главные местоимения произведения. Интонация экзальтированная, однако поэт обошелся без восклицаний, вопросов и даже многоточий. Побег из мира людей в мир фантазии – основная тема стихотворения. В сущности, ненависть поэта выражена только скукой. Его тяготит размеренность, стабильность, предсказуемость. Между тем, нельзя не заметить, что герой – своеобразный сверхчеловек. Вообще, влияние идей Ф. Ницше на символизм несомненно. «Отечеством» для такого человека становится собственная душа. Парадоксально она «пустынна», но это лишь из-за наполняющих ее бездн и пропастей. «Влюблен в движение и стих»: действительно, в те годы поэт много путешествовал. Он также был известен как неутомимый прожигатель жизни, порою путавший день с ночью. Междометие «о» подчеркивает восторг поэта перед игрой случая. Впрочем, в это понятие он вкладывает довольно безобидные вещи: внезапно взятый поцелуй (почти по-пушкински и по форме, и по настроению), сладкие, а не роковые, крайности, и даже стих – не как, к примеру, бич, а «пенье струй». Стихи построены на противопоставлении «ненавижу и люблю». Для пущей эффектности автор начинает с отрицания. Сам контраст понятий – еще одна стрела в человечество с его нейтральной повседневной речью, осторожностью в оценках, недоверию к безоглядности мнений и чувств. В финале – лексические повторы: люблю. Эпитеты: до чрезмерности, сладкой, пустынная. Заключительная строка – признание в любви, по сути, к собственному творчеству. Он ведь был признанным мастером напевного, музыкального стиха.
Поэзия К. Бальмонта – одна из вершин в литературном символизме Серебряного века.