Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далёком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздаётся:
То табун коней в ночное
По лугам несётся.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят.
Мужички сторожевые
Улеглись под лесом
И заснули… Не шелохнет
Лес густым навесом.
Всё темней, темней и тише…
Смолкли к ночи птицы;
Только на небе сверкают
Дальние зарницы.
Кой-где звякнет колокольчик,
Фыркнет конь на воле,
Хрупнет ветка, куст — и снова
Всё смолкает в поле.
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие-то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно — и дети
Огонёк разводят.
И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко.
Анализ стихотворения «В ночном» Сурикова
В литературу Ивана Захаровича Сурикова привел Алексей Николаевич Плещеев, одобривший народность и свежесть стиха поэта.
Стихотворение написано примерно в 1874 году. Его автору в этот момент исполнилось 33 года, он с детства писал стихи, однако в юности уничтожил свои первые опыты. Его более зрелое творчество по достоинству оценил А. Плещеев. Всю жизнь поэт был вынужден помогать отцу в торговле, в лавке, поскольку ни литературный труд, ни даже работа в типографии не могли доставить ему средств к существованию. Собственно, всего за несколько лет до смерти И. Суриков выпустил дебютную книгу стихов. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – двухсложник с перекрестной и холостой рифмовкой, состоит из 11 строф. Лирический герой себя не обнаруживает, является просто рассказчиком. Чувствуется, что ему не понаслышке знакома атмосфера «в ночном». Интонация повествовательная, с элементами фольклорной традиции. Днем лошади были заняты на различных работах, а вот ночью было самое время им отдохнуть, набраться сил, подкормиться. Обычно в ночное посылали ребятишек. Лошади были стреножены, поэтому разбежаться не могли. Дети разводили костер и коротали ночь в разговорах, присматривая за лошадьми. Безусловно, ходили с ними и взрослые, чтобы чего не вышло. Начинается стихотворение с описания идиллического летнего вечера. Солнышко, зорька: уменьшительный суффикс подчеркивает ласковую ноту в стихах. Поэт описывает закат почти с документальной точностью. «Заалела, потухла». Наконец, слышен топот табуна. На конях скачут самые смелые мальчишки. «То-то радость и веселье!» Действительно, трудовой день крестьянской семьи летом – с утра до ночи, дети или помогают взрослым, или предоставлены сами себе. В 4 строфе кони уже отпущены, а ребята затевают разговоры. Ночь способствует тому, чтобы истории становились все более страшными, невероятными. «Мужички сторожевые», умаявшись, спят. Детская же вольница заслушалась «бабушкиными сказками». Вот уже кто-то видит мчащуюся над лесом «ведьму с метлой». Следом несется косматый леший. Завершает процессию «змей крылатый»: не столько Змей Горыныч, сколько демон в облике змея, наведывавшийся к горюющим вдовам. «Все в белом тени»: явно привидения. Было присмиревшие дети нарочито шумно берутся разводить костер. И вот уже сучья весело трещат, освещая лица с испуганными живыми глазенками. Тьма ночная освещена «далеко и ярко». Подобные впечатления оставались у ребятишек в памяти на всю жизнь. Прием аллитерации, эпитеты (дальние, бабушкины), инверсия (хрупнет ветка, фыркнет конь), повторы (темней).
«В ночном» — пример зрелой лирики И. Сурикова, сочетающей в себе реализм и тонкую поэтичность.