Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты,
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы.
И мне в венке цветы еще казались
На радостном челе красивее, свежей,
Как хорошо, как мило соплетались
С душистою волной каштановых кудрей!
И заодно они цвели с девицей!
Среди подруг, средь плясок и пиров,
В венке из роз она была царицей,
Вокруг ее вились и радость и любовь.
В ее очах — веселье, жизни пламень;
Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.
И где ж она?.. В погосте белый камень,
На камне — роз моих завянувший венок.
Некоторые комм-ры за одну (1-ю) строку причисляют Мятлева к классикам:
«Anna-Rosa»:
* «Стихотворение «Розы» стало классикой (sic !)
и лишь за одну строчку
имя Мятлева достойно того, чтобы быть в одном ряду
с великими поэтами (???)
= О-лля-ля !…
Имени Мятлева — НЕТ в сб. «Три века русской поэзии»,
М., Просвещение, 1986, 750 стр., илл.
О самом стих-нии.
К сожалению, это стих-ние — типичное «сю-сю-масю»:
слишком много напыщености, экзальтации и пр. «чуйств»…
1-я строфа, 3-й стих:
«Как я молил весенние морозы…»
«Как» — предполагает, что на коленях, рабски, раз «молил».
3-я строфа:
«Но в мире мне явилась дева рая…»
Мамма-мия!.. Да где ж, как не в «мире», она могла явиться?
А «дева рая» — для восторга прыщавых гимназисток (хотя тогда их ещё не было).
Скромность украшает не только девушку, но и мужчину,
тем более потомка 2-х фельдмаршалов Салтыковых !!!!!!
Уверен, что стих-ние можно было бы написать и без напыщенности,
о этого оно бы только выиграло.
Я, как дилетант, предлагаю возможный вариант::
1) _ Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщался мой!
(И я просил) весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
3) — (Но встретилась мне дева молодая,)
Прелестная, как ангел красоты.
(Венок из роз, как Афродите предлагая,
Я ей сорвал заветные цветы).
= Дальше я не стал копать, но, полагаю, что приведенное мною
могло бы избавить это стих-ние от шелухи.
= Стих-ние «Розы» Конст. Романова
(написанное 9 декабря 1886 г. в Мраморном дворце !!!).
Царственный самец-красавец, паразит, естественно главный стержень его жизни —
секс, оформленный под любовь…
А, вот, стих-ние Игоря Северянина — это ДА !!!
ЭТО — именно Классика !!
Силон Селенов
Мне наоборот этот стих понравился за, как вы говорите, экзальтацию. Если поэты не экзальтированы прыщавыми гимназистами, доярками, ветрами, полями, цветами — то это не поэты, то такие не оригинальные = обычные люди нам не нужны! Вам бы душу по тоньше, по чувственней и поменьше душнить
Прекрасные стихи … Трогательная история …
Великолепен. Один из его самых лучших стихов.