О России петь — что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь — что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь — что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
Анализ стихотворения «Запевка» Северянина
Произведение «Запевка» Игоря Северянина впервые появилось на страницах сборника «Классические розы».
Стихотворение написано в 1925 году. Несколько лет назад поэт с семьей, обосновавшись в Эстонии, вдруг оказался отрезанным от России. Год начался многообещающе: поэт с успехом выступает на литературных вечерах, раздает долги. Однако вскоре накрывает черная полоса почти полного безденежья. Мир изменился, а Серебряный век пришел к своему закату. Даже с юбилеем начала восхождения поэта на литературный Олимп его мало кто поздравил. Он черпал утешение в семье, природе, привязанности немногочисленных друзей. По жанру – патриотическая лирика, только пафос в ней слит с душевностью, 3 строфы с парной рифмовкой. Автор не претендует на оду или гимн, нет в его бесхитростных строчках и грозного дыхания эпохи. В нескольких двустишиях он лишь благословляет утраченную Родину. Само название стиха – лишь зачин, вступление к песне. Исполняемой, прочувствованной народом, а не одним человеком. Впрочем, ритм советской России не совсем отвечал словам этой лирической песни. Образы в ней вечные, и ничего не сказано о созидании нового мира и человека. Стих построен на россыпи сравнений, каждую строфу открывает один и тот же рефрен, анафора. Образ страны в стихе идеальный, и вневременной, и с ностальгией – по прошлому. «Стремиться в храм»: в реальной же России настала пора исповедничества. Пейзаж стиха ясный, солнечный, щедрый: лесные горы, полевые ковры (в цветах), весна. Мать и невеста – еще два знаковых образа, вполне универсальных для любого человека. «Тоску забыть»: старая, порой недобрая, русская тоска. «Любовь любить»: чувство одушевляется, возводится в абсолют. «Бессмертным быть»: вне плена этого мира, его ужасов и собственных ошибок. Лексика стиха проста, но одухотворена, интонация чуть задумчивая. Все строфы построены по единому принципу, с чередой выразительных тире, повторов, перечислений, многоточиями и единственным восклицанием в финале. В своей зрелой лирике поэт часто отказывается от приемов, сделавших его когда-то скандально знаменитым. Вот и здесь никакого эксцентрического словотворчества, урбанистического пейзажа, примет эпохи модерна. Его лирический герой больше не занят собой, он словно поет отходную по исчезнувшему миру и собственной жизни.
«Запевка» И. Северянина во всей полноте может быть понята лишь в контексте эпохи и биографии самого автора.