Я — соловей: я без тенденций
И без особой глубины…
Но будь то старцы иль младенцы, —
Поймут меня, певца весны.
Я — соловей, я — сероптичка,
Но песня радужна моя.
Есть у меня одна привычка:
Влечь всех в нездешние края.
Я — соловей! на что мне критик
Со всей небожностью своей?-
Ищи, свинья, услад в корыте,
А не в руладах из ветвей!
Я — соловей, и, кроме песен,
Нет пользы от меня иной.
Я так бессмысленно чудесен,
Что Смысл склонился предо мной!
Анализ стихотворения «Интродукция» Северянина
Произведение «Интродукция» впервые появилось на страницах сборника «Соловей», изданного в 1923 году.
Стихотворение написано в марте 1918 года. Свершилась революция, продолжается Первая мировая война, а в Москве выбирают короля поэтов. Им становится Игорь Северянин. Вместе с женой Фелиссой Круут он поселяется в эстонской деревушке Тойла, в которой полюбил отдыхать еще до революции. Рыбачит, пишет стихи. Потом Эстония стала независимой, а поэт – эмигрантом. Интродукция – термин научный. Или вступление в музыке (скорее всего, этот смысл и имел в виду автор), или переселение флоры или фауны в незнакомую, чужую среду (тоже справедливо для поэта-эмигранта). По жанру – автопортрет. Состоит из 4 строф с перекрестной рифмовкой. Лирический герой – сам автор. Настроение стиха исповедальное, но боевое, задорное, ироничное.
В Серебряном веке, известном своими сложными экспериментами в области формы и смысла, он остался «сероптичкой». Не для избранных, а для народа. Его стихи понятны всем, любимы. Как песни соловья. «Влечь в нездешние края»: его стихи завораживают, обещают счастье, дарят надежду уставшим. Литературные критики не его публика. Сами не умея писать стихи, они оценивают поэтов. «С небожностью»: неологизм, выдуманное словечко. То есть, небожественные, без вдохновения, таланта, приземленные. Потому и свиньи для него. «Я так бессмысленно чудесен, что Смысл склонился предо мной»: весна жизни – его тема. Он за мечту, веселье, пир горой. Ему интересно время, люди. В будущее герой смотрит с оптимизмом. Новатор и утешитель, он отказывается меняться.
Каждое четверостишие начинается с анафоры: я соловей. Лексика стиха живая, разговорная. И возвышенная (нездешние, старцы, руладах, влечь, услад), и просторечная (свинья, на что мне), и прозаичная (тенденций). Неологизмы: сероптичка, небожностью. Ряд перечислений, повторов, отрицаний, риторических восклицаний, обращение, вопрос и умолчание. Эпитеты: особой глубины, нездешние края. Перифраз: певец весны.
В своей «Интродукции» Северянин, король поэтов, объявляет себя соловьем русской поэзии.