Шекснинска стерлядь золотая,
Каймак и борщ уже стоят;
В графинах вина, пунш, блистая
То льдом, то искрами, манят;
С курильниц благовоньи льются,
Плоды среди корзин смеются,
Не смеют слуги и дохнуть,
Тебя стола вкруг ожидая;
Хозяйка статная, младая
Готова руку протянуть.
Приди, мой благодетель данный,
Творец чрез двадцать лет добра!
Приди — и дом, хоть не нарядный,
Без резьбы, злата и сребра,
Мой посети; его богатство —
Приятный только вкус, опрятство
И твердый мой, нельстивый нрав;
Приди от дел попрохладиться,
Поесть, попить, повеселиться,
Без вредных здравию приправ.
Не чин, не случай и не знатность
На русский мой простой обед
Я звал, одну благоприятность;
А тот, кто делает мне вред,
Пирушки сей не будет зритель.
Ты, ангел мой, благотворитель!
Приди — и насладися благ;
А вражий дух да отженется,
Моих порогов не коснется
Ничей недоброхотный шаг!
Друзьям моим я посвящаю,
Друзьям и красоте сей день;
Достоинствам я цену знаю
И знаю то, что век наш тень;
Что лишь младенчество проводим —
Уже ко старости подходим,
И смерть к нам смотрит чрез забор.
Увы!— то как не умудриться
Хоть раз цветами не увиться
И не оставить мрачный взор?
Слыхал, слыхал я тайну эту,
Что иногда грустит и царь;
Ни ночь, ни день покоя нету,
Хотя им вся покойна тварь.
Хотя он громкой славой знатен,
Но, ах!— и трон всегда ль приятен
Тому, кто век свой в хлопотах?
Тут зрит обман, там зрит упадок:
Как бедный часовой тот жалок,
Который вечно на часах!
Итак, доколь еще ненастье
Не помрачает красных дней,
И приголубливает счастье,
И гладит нас рукой своей;
Доколе не пришли морозы,
В саду благоухают розы,
Мы поспешим их обонять.
Так! будем жизнью наслаждаться
И тем, чем можем, утешаться,
По платью ноги протягать.
А если ты иль кто другие
Из званых милых мне гостей,
Чертоги предпочтя златые
И яствы сахарны царей,
Ко мне не срядитесь откушать,—
Извольте мой вы толк послушать;
Блаженство не в лучах порфир,
Не в вкусе яств, не в неге слуха,
Но в здравье и спокойстве духа,—
Умеренность есть лучший пир.
Анализ стихотворения «Приглашение к обеду» Державина
Стихотворение относится к весне 1795 года. Карьера поэта идет в гору, в этот период он успел побыть сенатором, президентом Коммерц-коллегии, кабинет-секретарем императрицы Екатерины Второй. Поэт счастлив и в личной жизни. Его многолетним покровителем, еще с юности, был вельможа Шувалов. Своего мецената, благодетеля, поэт не раз воспевал в стихах. Шувалов был приглашен к поэту на великолепный обед. Впрочем, как и князь Безбородко вместе с фаворитом императрицы Зубовым. Кстати говоря, Зубов на пир не явился. По жанру – анакреонтическая ода, натюрморт. (Анакреон – древний поэт-жизнелюб). Лирический герой сам автор. Это человек мудрый, честный философ, с «нельстивым нравом». Настроение стиха задушевное, жизнерадостное.
Как всегда, Державин не жалеет слов, заманивая гостей к роскошному столу для дружеской беседы. Интересно, что среди блюд есть и родной всем борщ. Олицетворение «плоды смеются» и впрямь аппетитно. «Не смеют слуги и дохнуть»: стол как произведение искусства, и только для избранных. Еще одна причина посетить обед – «хозяйка статная, младая», 28-летняя Дарья, украшение застолья. «Русский мой простой обед»: вкусный, традиционный. Усадьба его тоже не поражает шиком и богатством. Зато здесь уютно и весело. В своем приглашении Державин уверяет, что открывает дом и сердце только для друзей. Не из корысти он зовет к себе. Жизнь состоит из прекрасных моментов, но очень коротка. Царю – и то покоя нет. «Так будем жизнью наслаждаться!» В финале стиха, как в басне, есть мораль: «блаженство в здравьи и спокойстве духа», а «умеренность есть лучший пир». Кто не придет, тот много потеряет. Кроме здоровой пищи, славного вина, друзей ждет добрая беседа.
Среди выразительных средств в стихотворении полно риторических восклицаний, вопросов и обращений (двадцать лет добра! Не оставить мрачный взор? Ты, ангел мой, благотворитель!), пышных эпитетов (стерлядь золотая, недоброхотный шаг, яства сахарны), фразеологизм (по платью ноги протягать), сравнение (как часовой), междометье (ах!), символы, аллегории (Смерть и Счастье), олицетворение (смерть смотрит), повторы (слыхал), лексика стиха живая, со словами просторечными и возвышенными, устаревшими, анафора (хотя, приди, друзьям), ряд отрицаний (ничей недоброхотный, ни ночь, ни день).