Седящ, увенчан осокою,
В тени развесистых древес,
На урну облегшись рукою,
Являющий лице небес
Прекрасный вижу я источник.
Источник шумный и прозрачный,
Текущий с горной высоты,
Луга поящий, долы злачны,
Кропящий перлами цветы,
О, коль ты мне приятен зришься!
Ты чист — и восхищаешь взоры,
Ты быстр — и утешаешь слух;
Как серна скачуща на горы,
Так мой к тебе стремится дух,
Желаньем петь тебя горящий.
Когда в дуги твои сребристы
Глядится красная заря,
Какие пурпуры огнисты
И розы пламенны, горя,
С паденьем вод твоих катятся!
Гора в день стадом покровенну
Себя в тебе, любуясь, зрит;
В твоих водах изображенну
Дуброву ветерок струит.
Волнует жатву золотую.
Багряным брег твой становится,
Как солнце катится с небес;
Лучом кристалл твой загорится,
В дали начнет синеться лес,
Туманом море разольется.
О! коль ночною темнотою
Приятен вид твой при луне,
Как бледны холмы над тобою
И рощи дремлют в тишине,
А ты один, шумя, сверкаешь!
Сгорая стихотворства страстью,
К тебе я прихожу, ручей:
Завидую пиита счастью,
Вкусившего воды твоей,
Парнасским лавром увенчанна.
Напой меня, напой тобою,
Да воспою подобно я,
И с чистою твоей струею
Сравнится в песнях мысль моя,
А лирный глас с твоим стремленьем.
Да честь твоя пройдет все грады,
Как эхо с гор сквозь лес дремуч:
Творца бессмертной «Россиады»,
Священный Гребеневский ключ,
Поил водой ты стихотворства.
Анализ стихотворения «Ключ» Державина
Произведение «Ключ» Гавриила Романовича Державина – посвящение другу Михаилу Матвеевичу Хераскову, которого он не раз навещал в его усадьбе Гребнево.
Стихотворение написано в 1779 году. Его автору в этот момент 36 лет, он недавно счастливо женился, перешел на гражданскую службу. Полного литературного признания он еще не достиг, но и это приятное событие не за горами: через 3 года ода «Фелица» сделает его знаменитым. По жанру – ода, по размеру – ямб со сложной рифмовкой, где перекрестную дополняет в конце нерифмованная строка, 10 строф. Лирический герой – сам автор. Только в финальном пятистишии становится известен и адресат стихотворения, и объяснение, что за источник имеется в виду и что за статуя «седящ, на урну облегшись рукою». Это поэт М. Херасков, и гребневский ключ со статуей Скамандра (речного божества) в его имении в Подмосковье. Там он не раз гостил вместе со своей молодой женой. Поводом для этого торжественного послания стало издание М. Херасковым «Россияды» эпического полотна из истории России. Античных поэтов питал, к примеру, Кастальский ключ. Здесь Г. Державин проводит аналогию с ключом Гребневским. Вдохновение отечественного пиита аллегорически взращено природным, русским источником. «Напой меня»: Г. Державин тоже желает испить из него водицы, чтобы и его стихи зазвучали величаво и звучно. Вообще, 7 строф из 10 – чистое описание пейзажа, природы, собственно «струи ручья». Поэт распространяет его влияние на всю округу, все отражается в его водах: и солнце, и луна, гора и «дуброва». Как настоящий художник слова, Г. Державин пробирается к источнику «ночною темнотой», чтобы увидеть его неумолчное сверканье. В этом вечном движении он усматривает знак для себя. Усеченные формы слов: сребристы, изображенну, увенчанна. Уменьшительный суффикс: ветерок. Сравнения: как серна, как эхо с гор. Междометия: о! Повтор: напой. Эпитеты: долы злачны, пурпуры огнисты. Лексика возвышенная, местами устаревшая. Метафоры: стремится дух, туманов море. Олицетворения: горя, любуясь, зрит, солнце катится, рощи дремлют. Парнасский лавр: лавровый венок победителю в искусстве стихосложения.
Ода «Ключ» Г. Державина – отклик на выход «Россияды» М. Хераскова, образец восторженного повествования в античном духе, с щедрыми описаниями природы, с призывом чтить высокое назначение поэта, с желанием самому самозабвенно творить на благо России.