Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, —
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
И от земли до крайних звезд
Всё безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?
Анализ стихотворения «Певучесть есть в морских волнах» Тютчева
Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах» Ф.Тютчев написал в 1865 году. Это яркий пример пейзажной и философской лирики. Жанр данного поэтического произведения можно определить как элегию.
Тема стихотворения раскрывает отношения человека и природы. Уже в самом начале произведения поэт ставит главный акцент на гармонии процессов, которые происходят в природе:
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах.
Отсыл к музыкальной тематике («певучесть») не случаен: именно в музыке мелодичность и экспрессия достигаются благодаря композиционной и звуковой упорядоченности. В противном случае набор звуков звучал бы хаотично и бессмысленно. То же и с природой: на первый взгляд, «в стихийных спорах» нет никакого порядка. Однако звуки природы часто рождают собственную музыку, в которой есть свой ритм. Так появляется «созвучье полное в природе». Человек – это тоже частичка природы. Но не всегда мы осознаем себя этой частью и стремимся возвыситься над тем, что нас окружает.
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Такой диссонанс в отношениях человека и природы порождает «души отчаянный протест». Как бы в насмешку Тютчев говорит про человека: «мыслящий тростник». Эти строки отсылают нас к афоризму Паскаля, утверждавшего, что человек – всего лишь слабая тростинка. Да, венец творения может мыслить и философствовать, что не дано природе, но это не приводит его к гармонии.
В конце стихотворения содержится риторический вопрос. В его подтексте мы читаем и отчаяние, и мысль о неразумности человеческой судьбы и призрачности счастья.
Композиция произведения
Противопоставление угадывается не только на содержательном уровне, но и на композиционном. Антитетическое построение делит стихотворение на две части. Первая описывает картины «созвучья полного» в природе. Вторая – дисгармонию человеческих исканий.
Анализ средств художественной выразительности и стихосложения
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует кольцевую рифму, что придает стихотворению неспешность, замедляя его темп.
Автор вводит в свое произведение эпитеты: стройный шорох, зыбкие камыши, призрачная свобода. Метафоричность читается в словосочетании «мыслящий тростник», использованном в качестве именования человека. Эмоциональную выразительность подчеркивает синтаксический параллелизм: «Певучесть есть в морских волнах, // Гармония в стихийных спорах».
Дополнительный музыкально-мелодический эффект создает аллитерация. В первой строфе повторение звука «С» помогает услышать шум моря. В третьей строфе, где описываются душевные волнения человека, используется частый повтор звука «Р», который усиливает волнение.
Стихотворение не складное не учится 30 минут учил не выучил
Мне понравилось это стихотворение !!! А последняя строфа нет . Я считаю , что
она лишняя . Наверно поэтому в моём сборнике стихов её убрали . А природу я очень люблю
( у меня нет с ней разлада ) . Она меня лечит и вдохновляет . Алексей Баталов 4 . Дом Поэта .
О ней и пишу
Мои Предпочтения и ФАнтАсмАгории
Как я люблю твои рулады
Весенней ночи, соловей,
В горах шум`ящи водопады
И блеск синеющих морей.
Люблю и шум волны вспенённой,
Когда на берег отдалённый
Она хрустальною фатой
На солнце пенится, дробится
И, умирая, снова мчится
К прибрежью вольною четой.
Люблю и острова, и скалы,
И глуши девственных лесов,
Степей обманчивые дали,
Останки древних городов…
Но слаще, погружаясь в вечность,
Отправить сердце в бесконечность
В чертог волшебных добрых фей,
Где всё незримое так зримо,
В своей красе неотразимо,
Так безответно для очей.
Сколько скрытого смысла в этом стихотворении, мне очень нравится, как Тютчев рифмует строки!
Молодец Полина !!!
Читаю и вспоминаю школьные уроки литературы, по-моему, мы это проходили в каком-то классе.
Вот это настоящий вынос мозга! А в оригинале этот стих вообще был написан на древнерусском или вообще на латыни? Уж больно странно всё это выглядит.
Красивое но трудное стихотворение!!!